Поиск по сайту


       



Портрет

Искусство портрета пронизывает всю историю западной живописи.
Портрет



ПОРТРЕТ

Portrait Искусство портрета пронизывает всю историю западной живописи. В античности портрет более развивался в области скульптуры, нежели в живописи. В Византии портрет, поддерживаемый христианскими доктринами, обладал всеми официальными и даже пропагандистскими чертами. Иконоборческий кризис ознаменовал собой перерыв в развитии жанра, но портретные изображения донаторов включались в стенные росписи. Индивидуализм и натурализм готики благоприятствовали развитию портрета (Джотто - <Энрико Скровеньи>, ок. 1305, Падуя; Симоне Мартяни - <Св. Людовик Тулузский коронует Роберта Неаполитанского>, Неаполь, Каподимонте). Донатор изображался на боковых створках алтаря рядом со святым, что предвещало в дальнейшем полную независимость портрета. С начала XIV в. появляется героизированный светский портрет. Фреска Симоне Мартини <Гвидориччо да Фольяно> (1328, Сиена, Палаццо Публике), связанная с романской традицией, открыла дорогу многочисленным конным портретам эпохи Возрождения. Расцвет индивидуального портрета приходится на период между 1350 и 1420 и связан с кругом <интернациональной готики>. Графу де Верти принадлежала галерея портретов пап и правителей, как живых, так и умерших. Профильный <Женский портрет> на черном фоне из вашингтонской Нац. гал. и также профильный, но на золотом фоне портрет Людовика II Анжуйского (ок. 1415, акварель, Париж, Нац. библиотека) показывают представителей изысканного общества; они исполнены во франкофла- мандском стиле с преобладанием французских черт и дают представление об экстравагантных приемах <интернациональной готики>. Бурное развитие портрета происходит между 1420 и 1460 одновременно в Нидерландах и Италии. Ян ван Эйк дважды писал портрет Арнольфини. Портреты нидерландских торговцев работы Пизанелло свидетельствуют о социальных различиях. Для нидерландского портрета первой половины XV в. характерно погрудное изображение в три четверти или анфас в интерьере или на нейтральном фоне; этот тип портрета встречается и в творчестве ван Эйка ( <Портрет человека в красном тюрбане>, Лондон, Нац. гал.). На портретах Мастера из Флемаля модель практически полностью занимает картинную плоскость, резкий свет выделяет малейшие морщины. На портретах Рогира ван дер Вейдена лица написаны в три четверти ( <Женский портрет>, Вашингтон, Нац. гал.). Портрет молодой женщины работы Петруса Кристуса (БерлинДалем, музей) является одним из последних примеров искусства, восходящего к <интернациональной готике>. XV в. В Италии XV в. портретпридворный, героический или лирический - занимает особое место. В 1420-е параллельно развиваются две тенденции: традиционнаягалантные портреты в духе Пизанелло и новаторская - монументальные и реалистичные портреты Мазаччо. <Троица> Мазаччо в ц. СантаМария Новелла, заказанная Лоренцо Ленца и его супругой (1427-1428), имела революционное значение, поскольку святые и донаторы написаны здесь в одном масштабе. Так складывается флорентийский портрет первой половины XV в.: профильный бюст на темном фоне, линейный, словно вырезанный и несколько суховатый. В искусстве Андреа дель Кастаньо возрастает динамизм - в <Мужском портрете> (Вашингтон, Нац. гал.) модель изображена в

Дата публикации: 2-6-2010
Прочитано: 1420 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9[>]