Поиск по сайту


       



Реставрация

Определение и общие положения.
этот цвет изза внезапной перемены климатических условий; достаточно протереть картину мягкой тканью, и синеватый налет исчезнет. Лак может и осыпаться, превратившись в порошок; в этом случае его следует полностью снять, Лак может желтеть, пожелтение лакаэто обычное следствие процесса высыхания масла, но оно может быть усилено добавлением различных материалов (битума, прозрачных масляных красок) и несколькими слоями лака, которые придавали картинам <музейный оттенок>, бывший в моде в XIX в. Кроме того, лак позволяет маскировать предшествующую реставрацию, но при этом он лишает картину ее оригинальности, изменяя первоначальные тона. В этом случае слой лака должен быть очень тонким. Однако на эту тему существуют несколько теорий. Снятие лакаметод, который базируется на том, что картина может стать такой, какой ее написал сам художник; впрочем, эта достоверность относительна, поскольку ее невозможно доказать. Велика и опасность полного снятия лака. Картина пребывает на реставрацию, покрытая своего рода <патиной>, которая становится объектом споров и отношение к которой меняется в каждую эпоху. Определенный итог этим спорам подвел Сезар Бранди: <Патинаэто время, прошедшее по картине>. Патина как бы гармонизирует произведение. Так, коричневые тона со временем темнеют, а светлыенаоборот, изменяются гораздо меньше. Кроме того, патина придает картине единство. Таким образом, необходимость патины велика, а общее снятие лака лишает картину ее патины. Вместо этого можно снять с некоторых картин окончательные лессировки. Однако взаимопроникновение лессировок и лака столь велико, что снятие лака может привести и к уничтожению лессировок и грубому обнажению красочного слоя. Иногда даже некоторые живописцы воссоздают композицию поверх лака. Наконец, существует техническая опасность затронуть растворителем и сам красочный слой. Другой метод лишь частично снимает слой лака, делая его более тонким и не затрагивая при этом красочного слоя. Именно этот метод практикуют реставрационные мастерские Музеев Франции. Реставратор осуществляет эту операцию последовательными этапами, в зависимости от толщины слоя лака. Этот метод имеет большое преимущество, поскольку не повреждает красочный слой, но он более трудоемкий, чем полное снятие лака. Если картина имеет лишь несколько скрытых под лаком записей, их можно отреставрировать, сняв локальные зоны лака, которые затем заново покрываются лаком с захватом прилегающих к этим зонам частей. Однако если красочный слой нуждается в полной реставрации, то необходимо и полное удаление лака. Следующая фраза подводит своего рода итог этой альтернативе: <Полное обнажение первоначального красочного слоя всегда подчеркивает материальность и идет в ущерб образу; придавая новый вид старому объекту, оно создает в глубине последнего диссонанс, некую фальсификацию; оно акцентирует превосходство материи над формой и гигиены над эстетикой> (П. Филиппе). На протяжении веков для расчистки картин использовались самые разные вещества. Известны рецепты, восходящие к XVII в. В настоящее время реставраторы располагают большим числом таких веществ, при работе с которыми уменьшается опасность повредить произведение. Более того, в распоряжении реставратора находятся точные

Дата публикации: 29-7-2010
Прочитано: 1163 раз
-  10  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |  10  | 11[>]