Поиск по сайту


       



Контрреформация

Ответ на Реформацию


КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Contrereforme Ответом на Реформацию, которая с начала XVI в. поставила под сомнение все духовное наследие средневековья, была Контрреформацияширо- кое движение, которое обновило христианскую жизнь и духовность католической церкви. В действительности же оба течения были лишь одним аспектом общего беспокойства, которое в XVI столетии охватило как просвещенные европейские круги, так и народные слои. Катастрофа ограбления Рима (1527) императорскими войсками, которая воспринималась эпохой как знак Божий; новые границы мира, определившиеся после великих географических открытий и преобразования экономики притоком драгоценных металлов в Европу; угроза Оттоманской империивсе это дополняло общую неуверенность. Необходимость обновления была осознана и церковью, собравшейся на Тридентский собор (1545-1563). Еще до этого, одновременно с восстанием Лютера в Виттенберге, начинается волна покаяния и возрождения: создание многочисленных религиозных орденов (1520 - <Ангельские сестры>; 1533 - барнабиты; 1540 - братья милосердия и иезуиты, которые в 1580 будут иметь 14 провинций, 144 коллегии и 20 тысяч членов); учреждение Священной инквизиции (1542) и церковной цензуры (1543), составление индекса запрещенных книг (1557) - все это означает ужесточении позиций Церкви. В годы папства Павла IV (1555-1559) и Пия IV (1559-1565) на первый план выходит Карл Борромей, архиепископ Миланский, аскет с несгибаемой волей - <модель нового типа святого, одновременно энергичного и мистического> (А. Шастель). В конце века Церковь взяла верх над Реформацией, особенно в Богемии и Баварии. В Европе Контрреформация восторжествовала благодаря отступлению протестантов в Германии, связанному с Тридцатилетней войной (1618-1648), закончившейся Вестфальским миром. Католические миссионеры проникают и на Дальний Восток, и в Америку. Духовный кризис эпохи нашел свое отражение и в искусстве и проявился очень рано, еще у великих мастеров Возрождения. В <Страшном суде> Микеланджело (1541) выражена драма спасения и противоречий души. Постепенно встает проблема священного содержания художественного произведения, необходимость согласовывать живописные формы с требованиями сюжета. В 1564 появляется небольшой трактат Джованни Андреа Джилио да Фабриано ( <Два диалога... об ошибках художников>), который имел своей целью подчинить художника набору иконографических правил. Эти идеи взволновали живописцев и теоретиков искусства. Однако эти правила не были лишь плодами контроля, осуществляемого Церковью. Речь идет о гораздо более глубокой тенденции, не причиной, но следствием которой был Тридентский собор. Вместе с тем некоторые художники продолжают следовать гуманистическим и светским путемотсюда и сложность того переходного периода, который отмечен господством маньеризма. Конечно, в силу развития монархий (Испания и Франция, итальянские герцогства) и придворного этикета, искусство становится более жестким. На протяжении долгого времени в ц. иль Джезу в Риме видели прототип барочной церкви; однако как бы прекрасна она ни была, она

Дата публикации: 18-6-2010
Прочитано: 1430 раз
-  1  -
 1  | 2[>]