Поиск по сайту


       



Маньеризм

термин


МАНЬЕРИЗМ

Manierisme Этот термин впервые применил историк искусства Луиджи Ланци в 1792 для обозначения стиля, царившего в итальянской живописи в период с 1527 до начала деятельности братьев Карраччи. Однако прилагательное "маньеристический" более древнееоно впервые встречается у француза Фреара де Шамбре в 1662. У обоих авторов использование этих терминов связано с негативной оценкой стиля той эпохи. В XIX в. теоретики, стремясь прояснить значение и использование понятия "маньеризм", начинают изучать творчество "маньеристов", и благодаря этому стиль той эпохи постепенно "реабилитируется". Исследования и теории. В XVI в. терминов "маньеристический" и "маньеризм" не существовало. Но около 1390 понятие "maniera" появляется у Ченнинни и Вазари для обозначения индивидуального стиля художника ("манера" Джотто, например). Под "bella maniera" Вазари имеет в виду изящество, гармонию, воображение, виртуозность и фантазию, которые являются достоянием современности ("maniera modenna"), а современных мастеров Вазари ценит превыше всех остальных. Затем эти слова появляются в работах, посвященных подражателям Рафаэля и Микеланджело, создателей новой художественной моды. Так, в 1672 Пьетро Беллори критиковал тех, кто, пренебрегая изучением природы, опорочил искусство подражанием старым мастерам. Эти взгляды разделяли болонец Мальвазия (1678) и флорентиец Бальдинуччи (1681). Ланци опирался именно на эту негативную интерпретацию. Он использовал термин "маньеризм" для обозначения искусства, которое изменяет правде без какой бы то ни было оригинальности и которое основано на имитации и повторении. Этой точки зрения придерживались все авторы вплоть до XIX в. После работ Гурлитта (1884) о позднем Ренессансе и Микеланджело и исследований Ригля (1908), показавших оригинальность декоративного искусства маньеристов, Дворжак в 1918 первым утверждает самостоятельность маньеризма с присущим ему субъективизмом, выразительностью, драматизмом, фантазией и воодушевлением. Благодаря Дворжаку идея о важности и оригинальности маньеризма становится общепризнанной. Лили ФрёлихБум показала (1921) поиски чистого искусства, идущие от Пармиджанино и параллельные барочной тенденции, восходящей к Микеланджело; она проследила международное рапсространение маньеризма во всех видах художественного творчества. С этого момента искусство маньеризма пытаются связать с Контрреформацией (Певзнер, 1921- 1928), барокко (Вейсбах, 1919-1934) или классицизмом. Однако, согласно В. Фридляндеру (1915), маньеризм - это исключительно антиклассический стиль par excellence, чьи истоки восходят к Понтормо, Россо, Пармиджанино и который противоположен идеалу ренессансной гармонии. Так он определял первый маньеризм, элементы которого он видел в поздних произведениях Микеланджело. Позже, в 1930, исследователь

Дата публикации: 22-7-2010
Прочитано: 1624 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]