Поиск по сайту


       



Маньеризм

термин
определил следующий за первым маньеризмом и периодом имитации этап антиманьеристской реакции, близкой Ренессансу, эстетическая концепция и темы которой предвосхищают искусство XVII в. (например, Бароччи). Эта идея была поддержана Ф. Анталом (1927), С. И. Фредбергом (1961) и Дж. Бриганти (1961). Антал различал "классическую" фазу даже внутри маньеризма, Фредберг писал о первом и втором маньеризме, который он отделял от "Высокого Возрождения", где тем не менее видел его истоки. Бриганти, разделяя теорию Р. Лонги о происхождении маньеризма, определил три поколения "маньеристов". Многие современные исследователи сосредоточились на концепции "maniera". Так, Ширман (конгресс в НьюЙорке, 1961-1962) углубил исторический смысл понятия "maniera", определив его как идеал формального совершенства и виртуозности, и полностью отделил его от маньеризма. Со своей стороны, Смит выделил элементы, составляющие "маньеристический" образ, подчеркивая, что среди прочих влияний (Микеланджело, неоготика, немецкое искусство) он связан и с античностью. Эта интерпретация была подкреплена систематическим исследованием творчества художников, работавших в 1527-1600. Вначале эти исследования затронули лишь итальянское искусство: "История итальянской живописи" Адольфо Вентури, а также работы X. Восса, Р. Лонги, Дж. Бриганти (1940), Л. Бекеруччи (1944), П. Барокки (1951). Но вскоре они коснулись и европейской живописи (школа Фонтенбло, нидерландская школа). Параллельно исследованиям форм маньеризма внимание специалистов привлекло и его истолкование. Наряду с интерпретациями социологического характера (Антал, 1948; Хаузер, 1954; Ф. Вюртембергер, 1962), которые противостояли теориям, видящим в маньеризме постоянную тенденцию человеческого духа, относительно независимую от социального контекста (Куртиус, 1947; Хоке, 1957), были предложены и стилистические (влияние готики, Дюрера, Донателло, античности), литературные и философские истолкования (роль академий, меценатства, церкви, двора, религиозных орденов). В XX в. результаты этих исследований стали доступны широкой публике, благодаря серии больших выставок (Неаполь, 1952; Амстердам, 1955; Манчестер, 1964; Париж, 1965-1966). Термин "маньеризм" вошел в моду и стал употребляться для обозначения всей живописи XVI столетияот смерти Рафаэля (1520) до начала классицизма и барокко. Современные исследователи выделяют течение маньеризма (Россо, Пармиджанино, Перино дель Вага) с его изысканными формами, отличными от ренессансного искусства Леонардо, Рафаэля и Микеланджело. Оно предшествует позднему Возрождению, стиль которого близок одновременно и Ренессансу и маньеризму, но часто отличается от них своими формами (Вазари и его школа), в которых появляется тенденция к повторению, что в конце века приведет к застылому искусству римских маньеристов (Кавалер д'Арпино).

Дата публикации: 22-7-2010
Прочитано: 1772 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]