Поиск по сайту


       



Маньеризм

термин
Как реакция на это искусство неизбежно возникли барокко и классицизм. Таким образом, маньеризм далек от единообразия; он обладал огромным богатством (ломбардский, римский, генуэзский, неаполитанский и т. д. маньеризм) и был широко распространен, завоевав практически всю Европу. Многие исследователи сегодня предпочитают не говорить больше о "триумфе маньеризма" (как называлась выставка в Амстердаме, проходившая в 1955), но определять это искусство как период "между Ренессансом и барокко" (по названию выставки в Манчестере, открытой в 1964) или как эпоху "маньеризмов", типы которых столь же различны, как области и страны, в которых они нашли свое выражение. Италия. Рим. Маньеризм родился в Италии. Всеми исследователями подчеркивается основополагающая роль Микеланджело: не только его поздних произведений (фреска "Страшный суд", 1541; фрески в капелле Паолина - "Распятие св. Петра" и "Обращение Павла"), но также и его зрелые произведения ("Мадонна Дони", Флоренция, Уффици, 1504-1506; картон "Битва при Кашине", 1504; роспись свода Сикстинской капеллы, 1508-1512). Его скульптурные работы также были образцами для маньеристов: от "Давида" до поздней "Пьеты". Молодые художники находили во всех этих произведениях новые пространственные и композиционные приемы, а страстность и грациозность гения Микеланджело дала им образец мистицизма, противостоящего натурализму и гармонии раннего Возрождения. Так же молодые художники изучали искусство Леонардо, восходящее еще к XV в. Его самые знаменитые произведения также стали источником вдохновения маньеристов ("Поклонение волхвов", "Мадонна в скалах", "Леда", картон "Битва при Ангьяри"). В нем их привлекала не только красота мотивов или поз, но также драматическая экспрессия, поэтика светотеней и утонченность деталей. Подобное отношение было и к Рафаэлю. Росписи в "Станца д'Элиодоро" (1511-1514) ив "Станца дель Инчендио" (1511-1517) с их драматической атмосферой, изысканностью композиций и движения пленили молодых художников гораздо больше, чем классическое совершенство фресок в "Станца делла Синьятура" (1511). В росписях Зала Константина, созданных после смерти Рафаэля его помощниками под руководством Джулио Романо, полностью отвергается уравновешенность Ренессанса. Глубокие интенции Рафаэля подтверждаются его рисунками и поздними картинами, такими, как удивительное "Преображение" (Ватикан), в котором композиция и экспрессивная мимика фигур являются уже маньеристическими. Рафаэлю обязан своим рождением и интерес к античным росписям, которые он открыл, будучи руководителем раскопок римских руин на Палатинском холме. Все эти тенденции с успехом использовали его ученики. В Лоджиях Ватикана под быстрой кистью Джованни да Удине расцветает населенный

Дата публикации: 22-7-2010
Прочитано: 1773 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11[>]