Поиск по сайту


       



Маньеристы Антверпенские

круг художников, по большей части неизвестных, работавших в Антверпене около 1520.


МАНЬЕРИСТЫ АНТВЕРПЕНСКИЕ

Les manieristes anversois Название, которым определяется круг художников, по большей части неизвестных, работавших в Антверпене около 1520. Их картины, очень похожие друг на друга, можно сгруппировать вокруг творчества нескольких известных художников, таких, как Ян де Вер и Ян Велленс де К.ок. Близкое маньеристической школе Корнелиса Энгебрехтса в Лейдене, но сильно отличающееся от маньеризма конца XVI в., вдохновленного итальянской живописью, творчество антверпенских маньеристов порождено противоречиями художественной концепции поздней готики и плохо ассимилированными элементами итальянского Ренессанса. Другими словами, речь идет о реакции на искусство предшествующего столетия, но, за неимением нового художественного языка, художники стремились преобразовать и преувеличить традиционные формы. Таким образом, реальность здесь смешивается с воображением. Безмятежность, являющаяся результатом средневековой метафизики, уступает место волнению и сомнению. Однако темы остаются прежними: "Голгофа" и особенно "Поклонение волхвов". Но в своем творчестве антверпенские маньеристы выражают взволнованность и тревогу своего века, который начался под знаком трагического и галлюцинирующего творчества Босха. Живопись, стремясь завоевать новую свободу, следует нервозным импульсам духа; формы становятся изящными, даже причудливыми, а фигурывытянутыми и судорожными. Полные движения сцены помещены в сложное архитектурное обрамление, в перегруженный скульптурный декор, изобилующий орнаментальными мотивами. Складки чрезмерно детализированных одежд развеваются в форме завитков. Персонажи, подхваченные общим движением, начинают бессмысленно двигаться. В композиции торжествует динамизм и асимметрия, что часто приводит к нарушению единства и синтеза, к беспорядку и сбивчивости. Появляется экзотика, ритмы, контрасты. Даже колорит преувеличен: тона становятся интенсивными, а контрастыбурными. Произведения этих неизвестных, как правило, второстепенных мастеров определил Фридлендер. Первоначально же все картины антверпенских маньеристов неизменно приписывались Херри мет де Блесу. В основе этих атрибуций лежало "Поклонение волхвов" (Мюнхен, Старая пинакотека), которое не имело подписи "Henricus Alesius f.", но где фигурировала знаменитая сова, которой, по словам ван Мандера, Херри мет де Блес подписывал свои произведения. Однако картины, относимые к "Поклонению" из Мюнхена, исполнены раньше подписных произведений Блеса; поэтому речь вели о раннем творчестве художника. Г. Глюк был первым, отбросившим этот тезис; он указал, что между подлинными пейзажами Блеса и картинами псевдоБлеса никакой связи не существует. Он установил также, что подпись на мюнхенской картине фальшивая; в 1911 это подтвердила и расчистка, в результате которой обнаружились позднейшие красочные слои. Затем Фридлендер методом стилистического

Дата публикации: 4-7-2010
Прочитано: 1651 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]