Поиск по сайту


       



Неоклассицизм

Живой интерес к греческой и римской античности
Г.-Ф. Дуайена и Ф.-А. Венсана, более гибкая и подвижная композиция и манера которых говорит о внешних проявлениях необарокко, которые можно встретить также у Гро и Делакруа. Парадоксальным образом суровый и статичный линейный стиль, подсказанный античными фресками, вазами и скульптурами, не всегда означал отказ от иконографии рококо. На самом деле, в 1760-е <псевдоклассицизм> (или <классическое рококо>) увековечивал эротические и гедонистические темы начала XVIII в., приспосабливая их к новой классической форме. Такое смещение классических исторических источников со склонностью рококо к аллегориям и мифологическим эротическим сценам существует на протяжении всей истории неоклассицистической живописи как фривольный и полный сладострастия встречный поток, противоположный серьезной и стоической интерпретации античного стиля и сюжетов. УчительДавида, Ж.-М. Вьен, иллюстрирует это направление такими работами, как знаменитая <Продавщица амуров> (Салон 1763, Фонтенбло, музей). Это произведение, прямо вдохновенное римской стенной живописью в Стабиях и Геркулануме, сочетает неоклассицистическую ясность линий и композиции с чувственностью, близкой Буше и Фрагонару. Так, когда мадам дю Барри отказалась от панно, написанных Фрагонаром на тему <Успехов любви> для ее павильона в Лувесьенне, и попросила Вьена проиллюстрировать эту же эротическую тему, она выразила предпочтение иному стилю, но не сюжету. Жанр декоративных панно <псевдоклассического> типа был особенно популярен в конце XVIII в. и идеально соответствовал хрупкой элегантности архитектуры эпохи Людовика XVI и стилю Адама в Англии. Примечательно, что эту деликатную и манерную моду наиболее удачно выразили работы женщины, швейцарской художницы Ангелики Кауфман. Ее многочисленные панно, фризы и плафоны, предназначенные для частных домов в Англии, построенных, в частности, по проектам того же Адама, создавали модную античную среду для аристократовлюбителей живописи. Неоклассицизм и предромаитизм. Хотя традиционно принято рассматривать неоклассицизм как антитезу романтизма, новейшие интерпретации этого ностальгического воспоминания о погибшей цивилизации рассматривает его, скорее, как фазу романтического движение, а не как оппозицию ему. Впрочем, и многие художники конца XVIII и начала XIX века использовали неоклассицистические средства в романтических целях. Уже с 1770 большинство художников северной Европы (движение и другие ранние романтики) обращались к классическим литературным и художественным источникам для создания картин и рисунков, страстный и причудливый характер которых доходил до экстравагантности. Эта тенденция особенно хорошо прослеживается в творчестве англо-швейцарского художника Генриха Фюсли, ученого с классической эрудицией, переводчика Винкельмана, который одинаково хорошо ориентировался в романтическом мире Шекспира и северной мифологии. Фюсли выбирал классические сюжеты, очень далекие от рококо или героического репертуара большинства французских и итальянских неоклассицистов; художник

Дата публикации: 18-7-2010
Прочитано: 3566 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]