Поиск по сайту


       



Неоклассицизм

Живой интерес к греческой и римской античности
в романтический мир одалисок и восточных купальщиц. В своем творчестве Энгр использовал, а затем и превзошел принципы Давида, абстракции и реализма. Двойной гений Энгра, проявившийся одновременно в определении линейного синусоидного ритма в ограниченном пространстве и в скрупулезном описании поверхностей, достиг своего наивысшего расцвета в портретах, которые, подобно портретам Давида, зачастую отсылали к классическим прототипам. Став наследником идеалистической доктрины Давида, Энгр был одним из самых стойких защитников принципов неоклассицизма и на протяжении первых двух третей XIX в. упорно противостоял силам романтизма. Расцвет романтизма приходится на период после 1820, когда на художественную авансцену вышел молодой Делакруа. Хотя стиль и сюжеты Энгра не совпадали с главным направлением неоклассицизма, его официальное творчество в качестве самого уважаемого представителя академизма обессмертило это направление. От картины <Апофеоз Гомера> (Париж, Лувр), противостоявшей на Салоне 1827 композиции Делакруа <Сарданапал>, и до его стенной росписи на темы <Золотого века> в замке Дампьер (1843-1847) Энгр пытался бороться с новшествами, пришедшими в искусство в XIX столетии, которым он противопоставил веру в идеал классической красоты, появившийся в результате скрупулезного изучения и работы над античными источниками, в превосходство рисунка над цветом и в ясность и симметрию композиции. В руках посредственных академиков эти принципы неизбежно должны были превратиться в догму (например, роспись амфитеатра в Школе изящных искусств в Париже, исполненная Полем Деларошем, в которой главными персонажами стали Иктин и Фидий; 1841). Продолжение неоклассицизма. В западном искусстве, однако, неоклассицизм полностью исчерпал себя уже после 1840, и позднейшие интерпретации классического стиля и сюжета стали достоянием академических и консервативных художников, сохранивших большую дистанцию с реализмом и импрессионизмом второй половины XIX в. Эти художники привнесли в неоклассицизм небольшие изменения, например, молчаливое скульптурное величие греческих героев и героинь. Такими их представлял немец Ансельм Фейербах ( <Ифигения>, 1869, Штутгарт, Гос. гал.). Или бледные и хрупкие образы классической Аркадии на меловых фресках Пюви де Шаванна. Или почти порнографические сцены с Венерой и множеством нимф в работах популярных салонных художников, таких, как А. Кабанель и А. В. Бугро. Или, наконец, анекдотическая интерпретация быта древних греков и римлян, восстановленного с кинематографической точностью такими живописцами, как Гюстав Буланже и ЖанЛеон Жером во Франции или Л. АлмаТадема и Фредрик Лейтон в Англии. Однако в более широком смысле традиция неоклассицизма, внешне угасшая вместе с академической живописью, возродилась в новой форме в творчестве таких постимпрессионистов, как Сера, Ренуар, Сезанн и Матисс, которые часто принимались за новую интерпретацию классических сюжетов и композиций, используя современный живописный

Дата публикации: 18-7-2010
Прочитано: 3845 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8[>]