Поиск по сайту


       



Ориентализм

Восхищение Востоком
Ориентализм



ОРИЕНТАЛИЗМ

OrienlaUsme XVIII в. Восхищение Востоком в Европе началось еще в XVII в., но повсюду: в трагедии Расина <Баязид>, в турецких постановках Мольера, в эскизах Калло или портретах, в восточных костюмах РембрандтаВосток воссоздавался исключительно в анекдотической форме. XVIII столетие стало свидетелем рождения моды на <тюркери> - перевод <Тысячи и одной ночи>, пышное посольство Персидского хана (1715), <Персидские письма> Монтескье (1720), <Заира> Вольтера (1792) и т.д.. Живопись разделяла это увлечение, изображая гостиные султанов и муфтиев. Таким образом, пока о настоящем ориентализме не может быть никакой речи. За исключением Лиотара, Илера, Антуана де Фавре и ван Мура, которые бывали в Константинополе, художники изображали лишь воображаемый Восток, фантастический и сказочный: он был для них лишь прелестным предлогом для демонстрации полнокровной наготы и живописных деталей. Именно так представлены султаны на картинах Буше и Амеде Ванлоо и паши на полотнах Фрагонара, а также в декорациях, исполненных Карлом Ванлоо для спальни Мадам де Помпадур в замке Бельвю ( <Султан за чашкой кофе>, 1755, Париж, Музей декоративного искусства). <Охота на льва> Патера (Амьен, музей Пикардии) не более достоверна, чем калифы Тьеполо. Частично эти экзотические новшества смешиваются с китайскими элементами ( <Султанша> Лепренса, Париж, музей КоньякЖе), поскольку и то и другое являются, прежде всего, темой развлечения. Отголоски этого можно видеть и в <турецких> портретах, театральных костюмах или маскарадных нарядах воспитанников Французской Академии в Риме в 1751. XIX в. Подобный взгляд сохранится и в XIX в., например, в творчестве Бонингтона и Энгра, который видел в своих гармоничных, непринужденных одалисках лишь повод для изображения обнаженных тел в изящных изгибах. Его <Большая одалиска> (1814, Париж, Лувр) близка красавицам итальянских маньеристов, а если <Турецкая баня> (1842, там же) и изображает сераль, то лишь для того, чтобы передать полную неги истому. Первый настоящий контакт с Востоком произошел в 1798 во время египетской кампании Наполеона. Виван Депон, сопровождавший Бонапарта, привез оттуда многочисленные наброски развалин времен фараонов и эскизы египетских костюмов. Гро счел их ценными историческими документами, когда работал над живописным воплощением драматических эпизодов экспедиции ( <Чумные в Яффе>, 1804, там же). Подобные сцены изображали, но только в более сдержанной манере, и Герен и Жироде, а более пылкий Жироко писал мамлюков. Война за независимость в Греции открыла романтическому поколению новые типажи и новые пейзажи. Подобно Байрону или Гюго, Делакруа глубоко переживает это потрясение и запечатлевает их, хотя и в скрытой манере, в своей картине <Резня на Хиосе> (1824, там же). Тогда же Декан и Марила отправляются в Константинополь и Малую Азию (1827-1832). Онито и стали родоначальниками настоящего ориентализма - искреннего, пережитого и правдивого изображения знойных пейзажей, кишащих толп и ярких красок Востока. Декан живописует красочную и сочную повседневную жизнь ( <Турецкая школа>, 1845, Амстердам, Гор. музей). Яркая

Дата публикации: 4-8-2010
Прочитано: 2114 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]