Поиск по сайту


       



Романтизм

Трудности в определении романтизма
незамедлительно поняты <детьми революции>. Давид, часто относимый к разряду неоклассицистов, еще в 1793 исполнил одно из ранних произведений на современный сюжеткартину <Смерть Марата> (Брюссель, Кор. музей изящных искусств), в которой отсылка к прошлому (Караваджо, традиционная Пьета) поставлена на службу современной концепции. Эта картина Давида стала образцом скорби, тяжесть которой несет на себе сам художник; именно эта тема будет особенно популярной во французском искусстве того времени. Многие художники воспринимали события тех лет подобным образомГро ( <Битва при Эйлау>, 1808, Париж, Лувр), Жерико ( <Плот Медузы>, там же), Делакруа ( <Ладья Данте>, 1822, там же), а также Домье и Курбе. На протяжении этих лет французский романтизм является, по существу, хроникой Революции и Империи. Более того, в нем царит личность Наполеона как героя или антигероя. Для Давида Наполеон ( <Наполеон на перевале СенБернар>) - это герой новой эры, с нимбом гения и пророка. Для более впечатлительного Гро Наполеон ( <Чумные в Яффе>, 1804, Париж, Лувр) обладал, скорее, мессианским характеров. Еще ранний Жерико, как и Гро, предчувствовал, что дух войны омрачается реальностью смерти, какова бы ни была тому причина. Он написал <Раненого кирасира> (1814, там же) в том же темном и красноречивом колорите, что и Давид <Смерть Марата>. <Плот <Медузы> - грандиозная картина, посвященная современному кораблекрушению в Индийском океане, - наполнена множеством обнаженных борющихся за жизнь тел все в той же адской темноте. Тип этих эпических картин был разработан в Англии Джоном Синглтоном Копли, который в 1770-е написал выдающуюся серию произведений на темы, взятые из новейшей истории ( <Брук Уотсон и акула>, 1778, Лондон, Крайстхоспитал; <Смерть Чатема>, 1779-1780, Лондон, гал. Тейт; <Смерть майора Пейрсона>, 1783, там же). Эти произведения, хотя и очень оригинальные по композиции, являются примерами описательного искусства, поскольку художник даже не стремится интерпретировать или прокомментировать событие. Затем этот тип был развит Гойей, чувствительность которого была столь глубоко затронута унижениями его страны, что он отбросил все традиционные выразительные средства ради грубого, почти карикатурного, даже экспрессионистского описания ( <Расстрел мадридских повстанцев>, 1814, Мадрид, Прадо). Не известно, было ли это произведение знакомо французским художникам, но существует поразительное сходство между Гойей и некоторыми французскими романтиками. Творчеством Гойи восхищались Делакруа и Бодлер; его угрюмые фантасмагории ( <Бедствия войны>, <Пословицы>) показывают, до какой степени художник, свидетель своего времени, может перейти границы сознания. Это же можно сказать и о портретах сумасшедших Жерико (ок. 1819). Постепенно в произведениях на современные сюжеты художники начинают искать формальной чистоты, особенно под влиянием нравственных устремлений. Гравюры Флаксмана по греческим вазам, как и картины XV в., выставленные в музее Наполеона, сыграли значительную роль в становлении Энгра. Архаичная нежность, которую современники восприняли как <готическую>, пронизывает портрет мадемуазель Ривьер (1805, Париж, Лувр). В отличие от Энгра, который вовсе не стремился к тому, чтобы

Дата публикации: 2-7-2010
Прочитано: 1542 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6 | 7 | 8[>]