Поиск по сайту


       



Романтизм

Трудности в определении романтизма
Романтизм



РОМАНТИЗМ

Romanlisme Трудности в определении романтизма, включая сложность его развития и его местные особенности, кажутся непреодолимыми. Быть может, романтизм - это принятие и, в конечном итоге, прославление элементов, свойственных человеческому сознанию и поведению (меланхолия, иррациональность, сомнение, эксцентричность, крайний эгоцентризм, безнадежность, неудовлетворенность перед механизмом <нормальной> жизни, желание объединиться с силами природы, желание быть ведомым и даже поглощенным ими) и на протяжении двух или трех поколений, предшествующих собственно романтизму, не получивших никакой моральной или социальной поддержки. Дух XVIII в., без сомнения, содержал в себе эти элементы, но они были тогда лишь негативными явлениями, <болезнью века>, замечательно описанной французским врачом и философом Ламеттри (1709-1751) как признак умственного расстройства. Появление романтизма, хотя и немецкого по происхождению, оказалось особенно чувствительным во Франции, где правила, управляющие социальным поведением, были самыми сильными, даже сильнее, чем чувства стеснения и вины, и обнаруживается почти у всех романтически настроенных французов вплоть до Гюго. Комментарий Давида на картину Жироде <Оссиан> (1801, Мальмезон, музей дворца) содержит определенное неодобрение и даже разочарование, как если бы художник участвовал в антиобщественной демонстрации. Сам Делакруа не поручился бы за эту новую форму искусства, хотя собственным творчеством иллюстрирует ее развитие. Таким образом, романтизм содержит в себе определенную дистанцию от социальных и человеческих ценностей, которые в XVIII в. регулировали человеческое поведение и сознание или, по крайней мере, нравственные отношения. Он изменил также традиционную концепцию набожности; для романтиков пылкая потребность метафизического и эмоционального опытане нравственная деградация и поверхностное обольщение, а позитивная для развития сознания величина. Романтизм создал не только средство познания различных нравов и поведения, как в прошлом, так и в настоящем, но и развил новый гуманизм и идеализм, для которого на первый план вышли такие категории, как целостность, привязанность к вере, склонность к самопожертвованию, желание <прожить свою жизнь> - пусть даже ценой поражения, - следуя за своими собственными инстинктами, а не по общественным законам. Это освобождение желаний, отличных от установленных правил, повлекло за собой странные изменения в поведенииот эксцентричности (Жерар де Нерваль) до социальных экспериментов назарейцев и прерафаэлитов. Наиболее уязвимые пали духом, впав в отчаяние, <заболев> знаменитой <болезнью века>; другие, наоборот, с новым жаром бросились в атаку на настоящее,, полные решимости осуществить политические реформы, ведущие к более чистым формам правления. Эти две реакции, внешне противоречащие друг другу, и отмечают начало романтизма в истории европейской мысли. Подобные позиции нашли свое более или менее непосредственное выражение в искусстве романтического

Дата публикации: 2-7-2010
Прочитано: 1495 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]