Поиск по сайту


       



Экспрессионизм

Направление в живописи, развивашееся в период с конца XIX в.
Экспрессионизм



ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Expressionnisme Направление в живописи, развивашееся в период с конца XIX в. примерно до 1925. Оно отражало тревожную атмосферу накануне первой мировой войны. С точки зрения истории живописи оно представляет собой реакцию на импрессионизм и отказ от его объективности и научного оптимизма. Родиной экспрессионизма стала Германия. Развитие идей в Германии во второй половине XIX в. свидетельствует о появлении нового отношения к произведениям искусства. От Конрада Фидлера до Теодора Липпса и Воррингера, автора книги <Абстракция и вчувствование> ( <АЬstraktion und Einfilhiung>, 1908) акцент ставился на неподлежащую обсуждению волю творца (на <внутреннюю необходимость> - илифундаментальный принцип, к которому впоследствии обратится Кандинский) и на процесс разрешения связей человека с внешним миром, который и приводит к абстрактной стилизации. Вместе с тем, трансформируется культурное сознание: вся Европа заново открывает <примитивов>, а на смену греко-римскому классицизму пришло экзотическое искусство (Африка, Океания, Северная Америка, Дальний Восток). Немцы обратились к готике, Грюневальду (первая монография о котором вышла в 1911), бельгийцам, Брейгелю, французам, римским фрескам и алтарям XV в. Вновь был открыт Эль Греко. Разнообразие всех этих отсылок объясняет разнообразие произведений, тем более что непосредственные предшественники экспрессионизма также были очень разными. Предшественники. Норвежец Эдвард Мунк, голландец Винсент Ван Гог, бельгиец Джеймс Энсор и, отчасти, француз ТулузЛотрек способствовали формированию умов 1900-х. Самым первым был Энсор. В 1888 он написал <Въезд Христа в Брюссель> (Малибу, музей Гетти). Это произведение представляет собой острую сатиру, но влияние ее было ограниченным. Творчество Ван Гога вызвало более широкий отклик, создало более широкую теоретическую базу и придало цвету неизвестную доселе символическую и выразительную силу ( <Вороны в пшеничном поле>, 1890, Амстердам, музей Ван Гога). Произведения Мунка прекрасно иллюстрируют первоначально тесную связь между символизмом и экспрессионизмом (Ходлер в Швейцарии, Климт в Австрии). Его картина <Крик> (1893, Осло, Нац. гал.) - это настоящий манифест, созданный под влиянием графических стилизаций Югендстиля и новой концепции формы и цвета. То, что среди предшественников экспрессионизма был и ТулузЛотрек кажется на первый взгляд удивительным. Однако некоторые его темы, его склонность к эллипсу, пронзительность его палитры делают его духовно близким немецким художникам ( <Женщина с татуировкой>, 1894, Берн, частное собрание). Кроме того, всех этих художников объединяет значимость их жизненного опыта, их болезненная неуверенность в обществе, а также, с точки зрения техники, особая роль цвета. Германия: группа <Мост> (1905-1913). Примечательно, что в Германии постромантический идеализм фон Маре и Беклина сумел оказать большее влияние на молодое поколение, нежели на представителей немецкого импрессионизмаСлефогта, Либермана и даже Коринта. Отсюда и больший интерес к рисунку и композиции, нежели к мазку. В свою очередь, возрождение

Дата публикации: 24-5-2010
Прочитано: 2121 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]