Поиск по сайту


       



Экспрессионизм

Направление в живописи, развивашееся в период с конца XIX в.
графического искусства вело к изучению немецкой гравюры на дереве XV и XVII вв., а готическое искусство рассматривалось как чисто немецкое (Воррингер - <Проблема формы в готике>, , 1911). Но иностранные уроки также приносили свои плоды. В 1892 в Берлине прошла громкая выставка Мунка. Затем, в начале века, в Берлине (1903), Мюнхене (1904) и Дрездене (1905) прошла выставка французских новаторов Гогена, Сезанна, ТулузЛотрека, Ван Гога. Знакомство с творчеством Гогена кристаллизовало ностальгию по потерянному раю, союзу человека и природы, очищенному от лицемерия и понятия ошибки. Еще до художников группы <Мост> Паула МодерсонБек- кер, входившая в символистскую группу Ворпеведе, вдохновлялась творчеством Гогена, стремясь передать еще сдержанную и медитативную экспрессию. Вскоре в Дрездене образовалась группа молодых художников, объединившаяся под названием <Мост> (Кирхнер, Хеккель, ШмидтРотлуфф, Пехштейн) - в их творчестве появились первые черты экспрессионизма. Для них характерны тесная совместная работа, значимость и качество графических построений (особенно гравюра на дереве), приглушенные тона и смелый эротизм (Кирхнер - <Женщина на синем диване>, 1910, Миннеаполис, Институт искусства; ШмидтРотлуфф - <Две женщины>, 1910, гравюра на дереве). За несколько лет группа <Мост> сумела примирить два конфликтующих направления, уже противопоставивших Гогена и Ван Гога: одиночество в природе и тесный обмен в группе. Именно последний аспект должен был оттолкнуть Эмиля Нольде, поиски которого говорят о религиозных муках, непонятных его более молодым товарищам. Мастерство Нольде позволило ему передать мистицизм на уровне импульса ( <Легенда о Марии Египетской>, 1912, Гамбург, Кунстхалле). Берлин 1910-1914. В Дрездене группа <Мост> была относительно изолирована. Всед за Пехштейном многие художники переехали в Берлин, где перед ними открывались более широкие горизонты. Они выставляли свои работы в гал. Штурм Херварта Вальдена, который вскоре обобщит термин <экспрессионизм>. В 1911 этот термин употребили по отношению к некоторым картинам французских фовистов на выставке в Берлине. Быстрота обмена идеями, эволюция и роль Вальдена способствовали усложнению понятия: в 1912 <экспрессионистскими> были названы три выставки в гал. Штурм. Это были очень разные выставки - немецких художников ( <Синий всадник>), французских (Брак, Дерен, Фриез, Вламинк) и бельгийских (Энсор, Ваутерс). Гораздо менее однородной была группа <Синий всадник>, но она стояла тогда на пике немецкого авангарда. В работах Кандинского, Марка, Явленского и Макке аналогии едва заметны. Общей оставалась лишь роль цвета, но каждый из художников интерпретировал ее поразному: эмансипация сюжета у Кандинского, пантеистический символизм у Марке, концепция формы в пространстве у Макке, спиритуализм у Явленского. Экспрессионизм имел в этот период различную функцию. Обнажение человеческого характера и его драмы сочеталось с желанием обновить механизм восприятия. Появление в Берлине футуризма (гал. Штурм, 1912) принесло новый элемент: лихорадочный ритм, смешивающий формы и концепции и свидетельствующий

Дата публикации: 24-5-2010
Прочитано: 2121 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]