Поиск по сайту


       



Экспрессионизм

Направление в живописи, развивашееся в период с конца XIX в.
о новом мировом конфликте. Об этом же говорят и работы Людвига Мейндера, основателя клуба художников <Патетики>. Все это не могло не удивить членов группы <Мост>. Пехштейн начинает остепеняться и следует примеру Матисса; Кирхнер вслед за Мунком выражает тоску большого города; Хеккель, под влиянием работ Сезанна и Делоне, придает пейзажу новую прозрачность. Начали появляться первые общие работы, посвященные экспрессионизму, так в 1914 вышла книга <Экспрессионизм> Пауля Фехтера. Тогда еще были не понятны противоречия между кубизмом, футуризмом и немецким экспрессионизмом. Поражал акцент на творчестве Сезанна, которое рассматривалось как один из источников экспрессионизма. Подобные попытки систематизации отражают международные столкновения идей в предвоенной Германии, в частности, на выставке <Зондербунда> в Кельне (1912) и на первом немецком Осеннем салоне в Берлине (гал. Штурм, 1913). К этому моменту термин экспрессионизм уже означал направление современного искусства в Европе. Венский экспрессионизм. В Вене экспрессионизм был более однороден. Причиной тому служит с одной стороны символизм Климта, идеи которого без какихлибо уступок материализовались в рисунке, зачастую через пронзительный эротизм, а с другой стороны, символизм Ходлера, чья выставка прошла в венском Сецессионе в 1903. В обоих случаях эффект картин основывался на все деформирующем графизме. Его унаследует Эгон Шиле, испытавший влияние Ван Гога, чья выставка открылась в Вене в 1906. Шиле заимствовал у Ван Гога глубокое чувство сексуальной неудовлетворенности и неизлечимого одиночества, еще больше усилившегося после женитьбы художника ( <Сидящий обнаженный с поднятой рукой>, 1910, Вена, частное собрание). Оскар Кокошка был связующим звеном между Веной и Берлином, где он работал для Вальдена. Менее резкий, но более восприимчивый, чем Шиле, он представлял психологический экспрессионизм в период, когда Фрейд закладывал основы психоанализа. В 1907- 1917 художник создал серию рисованных и живописных портретов, представляющих собой искренние попытки самоанализа (портрет Херварта Вальдена, 1910, Штуттгарт, Гос. гал.). Однако они были вполне читаемы и очень далеки от противопоставлений художников группы <Мост> или Явленского. Экспрессионизм и фовизм. Немцы считали фовистов экспрессионистами. Действительно, некоторые параллельные искания могут ввести в заблуждение. Более поздние сопоставления (выставка <Фовизм и истоки немецкого экспрессионизма>, Париж, Мюнхен, 1966) позволили лучше почувствовать разницу. В первую очередь, фовисты являются живописцами, а немецкие экспрессионистыграфиками. Об этом красноречиво говорят редкие и довольно неуклюжие пробы Матисса в гравюре (3 ксилографии, 1906). Кроме того, совершенно различна манера наложения красок. То же самое можно сказать и о самом духе живописи, слишком ликующей и натуралистичной во Франции. Однако, иногда фовисты достигали напряженности экспрессионистов: Вламинк ( <На цинке>, 1900, Авиньон, музей Кальве), Матисс с его упрощенными формами, напоминающими графическую стилизацию художников

Дата публикации: 24-5-2010
Прочитано: 2121 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]