Поиск по сайту


       



Экспрессионизм

Направление в живописи, развивашееся в период с конца XIX в.
группы <Мост> ( <Цыганка>, СенТропез, музей; <Алжирская женщина>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), Дерен ( <Персонажи на лугу>, 1906-1907, Париж, Гор. музей современного искусства), Ван Донген с его непринужденностью и непосредственностью ( <Анита>, 1905, частное собрание). Дерен также делал гравюры на дереве, но с большей настойчивостью и успехом, чем Матисс; он вдохновлялся <африканским> периодом Пикассо (иллюстрации к <Разлагающемуся чародею> Г. Аполлинера, 1909). Равновесием черного и белого гравюры Вламинка напоминают произведения немецких граверов ( <Мост в Шату>, около 1914). Руо был более маргинальной фигурой, его положение во Франции напоминает положение Нольде в Германии. До 1914 он писал большие акварели на религиозные темы ( <Ессе homo>, 1905, НьюЙорк, частное собрание) или работы, рожденные спектаклем жизни ( <Девушка перед зеркалом>, 1906, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Годы войны. Первая мировая война дезорганизовала движение экспрессионистов. Четырехлетний конфликт потряс достигнутые движением позиции. Утвердилось новое отношение к искусству жизни. Таким было движение дада в Цюрихе, заявившее о разрыве с прошлым. Ведущие художники, такие, как Кирхнер и Кокошка, отображали в живописи свои личные впечатления. Они были психологически покалечены войной, о чем свидетельствуют их патетические автопортреты (Кирхнер - <Автопортрет в виде солдата>, 1915, СентЛуис, США, частное собрание; Кокошка - <Автопортрет>, 1917, Вупперталь, частнре собрание). Гравюры попрежнему исполнялись на высоком уровне, но часто стали избегать злободневных тем (ШмидтРотлуфф - 9 ксилографий на религиозную тему, 1918). Кандинский жил в России, Явленский в Швейцарии, Марке и Макке погибли на фронте. Все это говорит о том, что новому поколению предстояло начинать все сначала. Первые работы Дикса и Гросса, проповедовавших резкий антимилитаризм, были исполнены под влиянием футуризма и дадаизма. Социальные требования, необходимость изменить общество, противоречия которого обличал экспрессионизм, породили такие работы, как <Похороны Оскара Паниццы> Гросса (1917-1918, Штутгарт, Гос. гал) или <Автопортреты> Дикса (1914-1915). Макс Бекман вначале не принимал экспрессионизма. Его <Улица> (1914, собрание Матильды Бекман) сильно контрастирует с берлинскими видами Кирхнера того же периода. Опыт войны подсказал Бекману множество больших композиций, пылкость и сложное расположение которых восходят к готическим алтарям. Картина <Ночь> (1918-1919, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный РейнВестфалия) - шедевр этого циклахарактерна для растерянности и тоски, царившей в конце войны в Германии. Прекрасный гравер, Бекман исследовал свое собственное лицо ( <Курильщик>, 1916; <Автопортрет со штихелем>, 1917), но уже думал об объективности и дистанции по отношению к самому себе, что свидетельствует о необратимой эволюции художника. В то время, как в Германии происходили эти важные перемены,экспрессионизм начал появляться и в северных странах (Бельгия, Голландия). Около 1914 в Бельгии, в деревушке СинтМартинс-Латем образовалась художественная колония, в которую входили Сервас, ван де Вустейн, де Смет,

Дата публикации: 24-5-2010
Прочитано: 1938 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4  | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10[>]