Поиск по сайту


       



Экспрессионизм

Направление в живописи, развивашееся в период с конца XIX в.
обличал пороки своей эпохи. Но если его образы и создают определенные представления о той эпохе, художник почти не стремится к противопоставлению их реальности, что было главным устремлением немецких экспрессионистов до 1914 ( <Город>, 100 ксилографий, 1925, Париж). После 1930 насыщенность рынка искусства, воинственное возвращение реализма и даже сам успех движения способствовали закату фламандского экспрессионизма. Тем не менее Пермеке создал еще один, деревенский цикл, как бы возобновляя связь с большой традицией Брейгеля и Ван Гога ( <Едок картофеля>, 1935, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Брабантские пейзажи Яна Брусселманса, противоположные картинам Пермеке, представляют одно из последних воплощений экспрессионизма и, одновременно, предвещают абстрактное искусство, развивавшееся в Бельгии после второй мировой войны. В стороне от общего движения, Сервас, подобно Руо во Франции и Нольде в Германии, создал в 1919-1922 серию работ на религиозную тематику. Это была новая интерпретация того, что называют <сакральным искусством>. Бескровность этих произведений, свободных от запутанных графических хитросплетений, вызвала настоящий скандал ( <Крестный путь>, рисунок и живопись; <Пьета>, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Голландия. Голландский экспрессионизм был менее однородным, чем фламандский, несмотря на сильное влияние Ван Гога. Вдохновителем Бергенской школы был Ле Фоконье; наиболее известными ее членами были Слёйтерс, Лео Гестел и Тороп. Однако Тороп вскоре сблизилась с немецким движением Новая вещественность, эстетика которого оказалась ближе голландцам, нежели фламандцам. В 1918 в Гронингене Веркман и Ян Вигерс основали группу <Плуг>, название которой говорит само за себя. Но если Веркман развивался в сторону абстракции, то Вигерс ориентировался на экспрессионизм, близкий художникам группы <Мост> ( <Пейзаж с красными деревьями>, Амстердам, Гор. музей). Творчество Хермана Крёйдера располагалось между работами фламандцев де Смета и ван ден Берге и последователями группы <Синий всадник>, такими как Кампендонк, который завершал свою творческую карьеру в Голландии ( <Кошка в крокусах>, 1925, Гаага, Муниципальный музей). Несколько запоздало Хендрик Шабо начал работать в тяжелом линейном стиле; его темы были созвучны темам Пермеке ( <Зеленщик>, 1935, там же). Франция. В искусстве Франции в 1920-е, как и в Бельгии, ключевая роль принадлежала кубизму, который и породил <французский экспрессионизм>. Его представителями стали Громер, Гоэрг, Ла Пательер. Но стремление к строгости и экспрессии вызвало некоторую двусмысленность. Так, работы Дюфресне, созданные в 1913-1920, своей спокойной массивностью и сдержанным колоритом свидетельствуют о влияние фламандцев. Картина <Механик> Леже (1920, Оттава, Нац. гал.) была архетипическим для экспрессионизма образом, практически единственным в творчестве художника, но ему последовали Громер и особенно Пермеке. Эти предпосылки позволили за несколько лет выявить определенные различия между фламандскими и французскими художниками. Первые полотна Гоэрга своей произвольной стилизацией напоминают работы

Дата публикации: 24-5-2010
Прочитано: 1938 раз
-  7  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |  7  | 8 | 9 | 10[>]