Поиск по сайту


       



Японизм

Термин, использовавшийся в последней четверти XIX в.
кимоно. После 1867, по словам братьев Гонкуров ( от 29 октября 1868), вкус к Японии <захватил всех и все, вплоть до глупцов и мещанок>; вместе с тем, он не потерял своей актуальности и среди художников, собиравшихся в кафе Гербуа и объединявших будущих импрессионистов. Японское влияние начинает чувствоваться и в смелых композиционных решениях (диагонали <Абсента> Э. Дега), и в склонности к яркому свету (Т. Руссо), и в новом интересе к темам повседневной жизни. Японские предметыширма и эстамп Тоекуниизображены на <Портрете Золя> работы Мане (1868, Париж, музей Орсэ). В статье <Эдуард Мане, человек и художник> ( , 1 января 1867) Золя отметил сходство живописи Мане и японских эстампов с их <причудливым изяществом> и <великолепными цветовыми пятнами>. Джеймс Тиссо, с 1863, помещает многие из своих жанровых сцен в <страну моха>; в Салоне 1869 он выставляет картину <Молодые девушки, разглядывающие японские предметы>. К. 1875 <японская лихорадка> охватывает даже универсальные магазины (см. <Дамское счастье> Золя). О вкусе к экзотике также свидетельствуют такие произведения, как <Портрет Нины де Каллиас> Мане (1874, Париж, музей Орсэ) и <Жапонри> Моне (1876, Бостон, Музей изящных искусств). Подобно барону Шассирону, любителю иллюстрированных книг (музей в ЛаРошели), совершившему поездку в Японию в 1860, большинство путешественников интересуется, главным образом, безделушками и всякого рода керамикой. В то же время, Теодор Дюре, будущий защитник импрессионистов, во время поездки на Дальний Восток в сопровождении Чернуши (1871), разыскивает исключительно ксилографии и японские альбомы, о которых он узнал еще в Париже. Он находит произведения Хокусая и современных художников, которые затем войдут в экспозицию, устроенную в 1873 во Дворце Промышленности. Вскоре появляются крупные торговцыСишель, находившийся в Японии в 1873- 1874, Бинг - в 1875, и японец Хаяши, оставшийся в Париже после Всемирной выставки 1878, - благодаря которым расширяются знания о японском искусстве. Многие японские предметы, очаровавшие целое поколение, начинают казаться слишком заурядными. В 1883 Луи Гонз организует <Ретроспективную выставку японского искусства> (гал. Жоржа Пти), на которой, наряду с тысячами экспонатов, было представлено и несколько эстампов Утамаро и первых мастеров направления <укие-э>, повлиявшего позже, в 1886-1888, на синтетическую и клуазонистскую живопись Гогена, Эмиля Бернара и Анкетена. Винсент Ван Гог, организовавший в 1887 в кафе <Сегатори с тамбурином> ( ) на авеню Клиши первую выставку, которая собрала исключительно эстампы, проявлял интерес к судьбе этих молодых художников. Сам он <предпочитал заурядные шелкографии с их тоновыми плоскостями>, которые, с его точки зрения, более полезны для художников, нежели рафинированные, но размытые отпечатки. Он изображает японские эстампы на двух портретах <Папаши Танги>, апеллируя непосредственно к эстампам Хиросигэ ( <Мост под дождем>, <Сливы в цвету>, <Дерево>) или Кезе Иезе ( <Ойран>), или же более опосредованно - к теме ирисов, которая появляется во многих его работах, исполненных в Арле и СенРеми и близких <Пейзажу с ирисами> Хиросигэ. Вскоре, по инициативе Бинга, основателя журнала , выставки японских эстампов следуют одна за другой: в 1888 - в его собственной галерее на улице Прованс, 22; в 1890 - в Школе изящных искусств; в 1893 - у ДюранРюэля. Воодушевленный произведениями Хиросигэ и Утамаро, Писсарро напишет 3 февраля

Дата публикации: 5-8-2010
Прочитано: 2351 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4 | 5[>]