Поиск по сайту


       



Барокко

Барокко является выражением торжествующей Контрреформации и политического абсолютизма
 Барокко

БАРОККО

Baroque Определения. Термин <барокко>, появившийся в книге Я. Буркхардта <Чичероне> ( , 1860), еще полон классических предубеждений: <Архитектура барокко говорит на том же языке, что и Возрождение, но только язык этот вырождающийся>. К счастью, эта точка зрения вскоре изменится. Высказывание Буркхардта послужит отправной точкой Г. Вельфлину, который спустя несколько лет внесет в него уточнения в своей книге <Ренессанс и барокко> ( , 1888; русский перевод - 1913), где впервые прозвучало утверждение, что барокко не является периодом упадка классического стиля, но что оно само есть стиль, не сводимый к классицизму. Этот тезис Вельфлин разовьет позже в своем главном труде - <Основные понятия истории искусства> ( , 1915; русский перевод - 1930). Здесь он разделяет историю искусства на циклы, выделяя внутри периода с конца XV в. до начала XVIII в. два абсолютно различных способа видения: ренессансный классицизм и барокко XVII в. Эта работа попрежнему остается одним из самых тонких анализов барокко, в частности барочной живописи, сама природа которой едва ли сводима к строгим рамкам дефиниций. Вельфлин выделяет пять пар понятий:

1. Стиль классицизма линеен, он придерживается границ предмета, определяя и изолируя его. Стиль барокко живописен, предметы естественным образом сливаются с окружением.

2. Стиль классицизма строится при помощи плоскости, стиль бароккопри помощи пространственной глубины.

3. Классицизму присущи замкнутые формы, бароккооткрытые.

4. Единство стиля классицизма есть множественное единство отдельных элементов; единство стиля барокко является цельным.

5. Классицизм стремится прежде всего к ясности, тогда как барокко саму сущность персонажей подчиняет их взаимоотношениям. Предложенная Вельфлином оппозицияэто оппозиция тактильного и визуального, скульптурной сущности классицизма и визуальнойбарокко. Швейцарский эстетик открывает два путиисторический и эстетическийдля последующего изучения барокко. Немецкая критика, в свою очередь, распространит концепцию <барокко> на все формы духовной жизни XVII в. В. Вайзбах в книге <Барокко как искусство Контрреформации> ( , 1921) утверждает, что барокко является выражением торжествующей Контрреформации и политического абсолютизма, которые придали ему характер героический и мистический. Э. Маль в своем иконографическом исследовании <Религиозное искусство после Тридентского собора> ( , 1932) особо выделяет темы, свойственные Контрреформации: мученичество, видение, экстаз, смерть. Э. д'0рс в книге <О барокко> ( ; французский перевод - 1935) дает определение тому душевному настрою, который породил барокко, и истолковывает все то, что сдерживалось мерами и правилами. Барокко следует отнести к тем феноменам цивилизации, которые противопоставляют рациональное и чувственное, мужское и женское, аполлоновское и дионисийское. От доисторических времен до наших дней д'0рс насчитывает не менее двадцати двух барочных форм. А. Фосийон, у которого нет специальных трудов, посвященных барокко, видит в этом феномене такой <момент жизни форм>, когда, освободившись от всякой зависимости, они живут сами для себя. Таким образом, характеристиками барокко становятсязабвение функций, изгиб в противоположную

Дата публикации: 28-7-2010
Прочитано: 1226 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8[>]