Поиск по сайту


       



Барокко

Барокко является выражением торжествующей Контрреформации и политического абсолютизма
Италия стала здесь главным образцом для плафонных росписей, изобилующих архитектурными <обманками> ( ). В Австрии создание больших плафонных росписей явилось плодом совместной работы архитектора И. Б. Фишера фон Эрлаха и художника И. М. Роттмайра в замке Вранов в Моравии (1695). В ц. св. Матфея в Бреслау Роттмайр объединяет три архитектурных свода одной эллиптической живописной композицией (эллипсизлюбленная форма барокко). От края эллипса, обозначенного балюстрадой, на которой изображены персонажи, взгляд движется к центрутуда, где сияет светлый нимб имени Христа. В 1626 Д. Гран расписывает потолок Венской Национальной библиотеки; однако, начиная с П. Трогера, венская школа живописи устремляется в сторону рококо. В Мюнхене (Бавария) братья Азамы, архитектор и скульптор Э. Квирин и художник Космас Дамиан в ц. св. Иоганна Непомука продолжают линию оптической иллюзии, сплавляющей воедино живопись и архитектуру. В Пражском кафедральном соборе мощный ракурс расписного плафона усиливает ощущение порыва, которое создается витыми колоннами, начинающимися от первой галереи. Контрасты света и тени подчеркнуты естественным освещением, а архитектурные линии активизируют внимание к живописи в глубине галереи. Живопись барокко во Франции. Хотя французское искусство XVII в. по сути своей является классицистическим, все же и оно обладает определенной барочностыо, по крайней мере, не чуждается барочной эстетики. Сам Пуссен, в первые годы своей жизни в Риме, был под ее влиянием. Небезынтересно сопоставить два варианта его картины <Аркадские пастухи>. В первой (1629-1630, Четсуорт, собрание Девоншир) движения пастухов, обступивших найденный ими надгробный памятник, выражают удивление. На саркофаге, выходящем за раму картины, изображен череп и выбита надпись: ( <И я в Аркадии>). В композиции преобладают диагоналифигуры пастухов, линии саркофага, деревья. Все передано в движениипорывистые мазки, драматичное освещение, теплый тициановский колорит. Во второй версии (ок. 1640, Париж, Лувр) вместе с диагоналями исчезло и движение, колорит стал более холодным: вместо того чтобы усилить теплоту основного тона дополнительным, как это делали венецианские мастера, Пуссен вводит более холодные тона. Исчезло изображение черепа на саркофаге, а сам он превратился в классицистическую прямоугольную плиту, вокруг которой, словно на барельефе, сгруппированы неподвижные фигуры. Надпись стала как реальным, так и смысловым центром замкнутой композиции, где чувство удивления уступило место философскому размышлению. Пуссен намеренно отказывается от прежней барочности ради живописи более ясной и понятной. Французские художники, работавшие в Риме в барочной стилистике, во Франции оказываются под воздействием классицизма. Так, Симон Вуз, в годы своего пребывания в Риме (1614-1627) испытывает влияние Караваджо, декоративизма неаполитанцев и устойчивых форм Доменикино; возвратясь же в Париж, он умеряет красноречие своего искусства. В <Принесении во храм> (1641,

Дата публикации: 28-7-2010
Прочитано: 727 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8[>]