Поиск по сайту


       



Реализм

Художники и реальность
в том историческом значении, которое сохранилось и в наши дни. Оно универсально и в целом довольно удобно, но всетаки остается спорным. Если начиная с 1820 этот термин определял всю живопись, обратившуюся к изучению природы и сюжетам из повседневной жизни и тем самым противопоставившую себя неоклассицизму и романтизму, то он оказывается вполне правильным. Именно в этом смысле реалистичными можно назвать натурные этюды Жерико, пейзажи мастеров Барбизонской школы, написанные с натуры в лесу Фонтенбло, пленэрные картины Будена и Ленина, и, конечно, весь импрессионизм, этот сверхреализм видения мирных деревушек, игры света на снегу или мельничном жернове, солнечных бликов на поверхности воды, но также и импрессионистические безыскусные сцены (качели в саду, бегущие через луг дети, мать у колыбели), а вместе с ними и картины независимых художников, таких, как Дега, Стейнлен, Раффаэлли и ТулузЛотрек. Однако, как правило, под термином <реализм> подразумевается узкая группа художников, которые тяготели или которым критика приписывала тяготение к Курбе. Слово <реализм> появилось в 1836 в статье Гюстава Планша, напечатанной в . Под влиянием Бальзака Планш видел в нем способ пробудить искусство. Однако спустя 10 лет он станет одним из самых ожесточенных противников Курбе и его вкуса к <уродливому>. Впоследствии этот термин встречается в критике Шанфлёри, одного из основоположников реалистического романа, проповедовавшего обращение к реальности, освобождение живописи от влияния литературы трубадуров и противопоставление ее <искусству для искусства> Теофиля Готье. Его взгляды нашли свое отражение у Кастаньяри и Дюранти; перед крестьянами Милле и склонностью к социальному у Курбе Поль де СенВиктор начал говорить о бунте, а Жан Руссопредсказывать жакерию. Около 1838 Type использует этот термин в пренебрежительном смысле, как синоним <материальной имитации>. И лишь после 1855 он станет почти похвальным определением. Теофиль Сильвестр предпочитает эти сюжеты из народной жизни <античному гриму>, но он не признает первенство осязаемой реальности над поэтическим вымыслом. Друг Курбе Бодлер сначала поддерживал реализм, но позже, когда появилась его книга <Цветы зла> и когда он открыл для себя сверхнатурализм По, отходит от него из осторожности, а также по эстетическим соображениям. Сам Курбе прибегает к термину <реализм> в каталоге своей выставки на авеню Монтень во время Всемирной выставки в 1855. Для него, превозносящего в произведении искусства социальный смысл и <аллегорию реальности>, это скорее констатация, чем изложение своих убеждений: <Звание реалиста было мне присвоено так же, как людям 1830-х годов звание романтиков>. Позже этот эпитет появился в литературной критике для определения французской литературы XIX в. от Бальзака до Золя, которая противостояла романтическому воображению и изображала повседневный мир (Мюрже, Монье, братья Гонкуры, Альфонс Доде). Возможно, к ним можно отнести и самого Золяапостола натурализма, - который около 1871 описание рабочего мира сочетает с некоторой склонностью к грубости и низости, с наставлениями в духе социализма и политическими провокациями.

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1412 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]