Поиск по сайту


       



Реализм

Художники и реальность
То же самое относится и к Курбе. Причисленный критиками к реализму, связанный с социалистической доктриной Прудона ( <Основы искусства и его социальное назначение>, 1865), Курбе принял экстремистскую позицию, которая была для него одновременно славой и несчастьем. В терминах претенциозных теорий, часто довольно смутных, Курбе был мастером художественного социализма и живописного натурализма. Обратившись к его живописи, видно, что сила его палитры и композиции, его врожденный вкус к сельским пейзажам, его инстинктивное чувство жестафизичес- кие усилия в картине <Дробильщики камня> (сгорела в 1945, преждеДрезден, Картинная гал.), тяжелая медлительность в <Девушке на берегу Сены> (1856, Париж, Пти Пале) - все это делает Курбе одним из виртуозов реалистического видения. Милле, совсем не знавший Курбе и не разделявший ни одной из его претенциозных идей, близок к нему по величественному изображению крестьянского труда и значительности народных масс. Но взгляд Милле на людей и на вещи гораздо больше напоминает братьев Ленен и Вермера. Он просто хочет <заставить тривиальное служить выражению возвышенного>. В этом смысле Милле, которого традиционно причисляют к историческому реализму, отходит от него и становится в середине XIX в. независимым гением, вехой на пути развития реалистического искусства от Шардена до Пюви де Шаванна. Строго говоря, единственным реалистом, разделившим с Курбе чисто историческое понимание этого термина, является Домье. От него исходит политический и социальный бунт, который проявляется в некоторых его гравюрах с мощными акцентами и в его поразительных по силе экспрессии картинах. Но очень личностное противопоставление света и тени и четко выделенные объемы значительно удаляют эти произведения от традиционного <реализма>. Социальный отголосок и протест против нищеты и бесправия в духе Золя сближают творчество Домье скорее с рабочими Стейнлена, чем с пухлыми обнаженными Курбе. Таким образом, реализм в историческом смысле не создал ни школы, ни живописной концепции, но социалистический и гуманистический порыв, подтолкнувший нескольких художников после революции 1848 отобразить в своих произведениях политические доктрины, был воспринят как манифест. Это легко объясняет неприятие их современниками, споры и насмешки. Сегодня, по прошествии ста лет, мы удивляемся сарказму Жеффруа, претензиям Готье, Манца и Сильвестра. Эта враждебность выглядят бесплодной, ибо сегодня Курбе и Домье кажутся нам не борцами, а истинными художниками. Но если мы будем понимать реализм лишь в его социальноисторическом значении, нам придется исключить из него таких художников, как Гаварни, Константин Гейс и Альфред де Дрё. Их произведения, иллюстрирующие нравы эпохи, гораздо ближе работам Ораса Берне и Винтергальтера. Вместе с тем к этому направлению следует причислить европейских художников, которые последовали урокам Курбе и приняли его социальную концепцию искусства и его живописную манеру. Во Франции это, прежде всего, Рибо и Легро, а также Жюль Адлер, Мильсендо, Котте и Люсьен Симон. В БельгииШарль де Гру; под

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1339 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]