Поиск по сайту


       



Реализм

Художники и реальность
сильным впечатлением от выставленной в Брюсселе в 1851 картины Курбе <Дробильщики камня> он склонился к реализму и создал такие произведения, как <Молитва перед обедом> (Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Позже, после 1860, многие члбны <Свободного общества изящных искусств> также обратились к творчеству мастеру из Орнана (Константен Менье, Эмиль Ваутерс и Эжен Смите). Влияние Курбе достигло и Голландии и проявилось в творчестве Исраэлса, а также Скандинавских стран (Цорн) и Венгрии (так, Мункачи изображал венгерские нравы и суровую нужду крестьян в грустных, темных по колориту картинах с тяжелым дробным мазком). В Германии социальный реализм Курбе оказал влияние на Ленбаха и Менцеля, который исполнил несколько работ на темы рабочей жизни. Однако Курбе они предпочитали уроки немецких колористов Пилота и Макарта. Вместе с тем Лейбль, Кюль, Фриц фон Уде и Либерман глубоко осознали живописный гений художника и новизну его стиля, несмотря на глупое бахвальство Курбе во время его пребывания в Германии в 1869. Лейбль и Кюль переняли темы и стиль Курбе, но фон Уде и Либерман, привлеченные светлой палитрой импрессионистов, отказались от реализма Курбе во имя более сочного пленэра. Наконец, русские художникиКрамской, Перов, Репин и другие члены <Товарищества передвижных художественных выставок> - благодаря Курбе смогли выразить свои социальные, антицаристские взгляды. Наследие социального реализма, смешанное с любовью к плэнеру, встречается в крестьянской живописи Розы Боннер, Лермитта, БастьенЛепажа и Жюля Бретона. А более традиционное видение ДебаПонсана, ДаньянБувере и Ролла некоторые даже считали <буржуазным реализмом>, продолжившим реализм Курбе. Искусство III Республики в большей степени обращалось к античной пластике, и реализм обнаженных Бугро, портретов Бонна и фотографий Надара отсылают, скорее, к искусству прошлого. Вместе с тем влияние Курбе проявилось в европейском экспрессионизме и политическом реализме XX в., советском социалистическом реализме, искусстве фашистской Германии и Южной Америки. Напротив, все те, кто, ссылаясь на реализм, сохраняют видимость фигуративности и цепляются за формальные признаки (например, художникинеореалисты и представители Поэтической реальности ок. 1500), опираются на предшествующую реалистическую традицию, в частности на художников реальности XVII в. И лишь художники попарта и нового реализма, которые через выставление объекта и возвышение материального действия стремились с 1962 поставить проблему материализма, могут считаться, в определенном смысле, последователями социального реализма Курбе, поскольку рассматривали искусство как манифест, как выражение своих убеждений.

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 1409 раз
-  4  -
[<]1 | 2 | 3 |  4