Поиск по сайту


       



Символизм

Определение символизма
для сверхнатуралистических композиций Леона Фредерика ( <Ночь>, 1891, Париж, музей Орсэ) и для тонких и меланхолических иллюстраций Жоржа де Фёра к волшебным сказкам и двойственным поэмам, а также для его замечательных афиш в духе Ар Нуво. Этот же вкус к поэтической легенде присущ и гравюрам Шарля Дудле. Несколько странное и гнетущее впечатление производят акварели Леона Спиллиарта ( <Девушки на дюне>, Антверпен, Кор. музей изящных искусств), таинственные сады Дегува де Нункеса ( <Ангелы в ночи>, 1894, Оттерло, музей КрёллерМюллер) и произведения Тео ван Рейселберге, наполненные ватной, болезненной атмосферой. Но истинный бельгийский символизм был еще более жестким и ужасным. Антуан Вирц писал тревожные картины, полные странных фантазмов ( <Красавица Розина>, 1847, Брюссель, музей Вирца) и кровью, в чем можно видеть отражение барочных или макабрических взглядов, слегка окрашенных романтизмом. Фелисьен Ропс рисовал и гравировал ядовитых и похотливых женщин ( <Дьявольщина>, 1879). Та же патологическая и сардоническая тема появляется и у Джеймса Энсора, чьи скелеты, иронические маски, ошалевшие толпы являются примерами одновременно экспрессионизма и фрейдистского символизма на пороге сюрреализма ( <Девочка с куклой>, 1884, Кельн, музей ВальрафРихарц). Рисунки Жоржа Минне достигают настоящего патетического величия, а аллегории Анри де Гру черпают свою силу в религиозном мученичестве и мистицизме. Жан Дельвиль, основатель группы <Для искусства> (1892), был верным сторонником Салона <Роза+Крест> и работал в манере, близкой искусству Гюстава Моро ( <Конец царства>, 1893, Милан, частное собрание). Он дал новую, утонченную и мягкую трактовку излюбленным символическим темам ( <Смерть Орфея>, 1893, Брюссель, частное собрание; <Тристан и Изольда>, 1887, Брюссель, Кор. музей изящных искусств; <Сокровища Сатаны>, 1895, там же). Другой участник группы, Эмиль Фабри, выставлял более честолюбивые, в духе Вагнера, картины, иногда близкие экспрессионизму ( <Парки>, 1898, Милан, частное собрание). Меллерей, чьи рисунки полны скрытого мистического шарма, изображал пластичные фигуры на золотом и серебряном фоне ( <Падающие осенние листья>, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Наконец, Фернан Кнопф, привлеченный идеями прерафаэлитов и Сецессиона, упивался поэтическими воспоминаниями, безмолвными пейзажами и безжизненными лицами ( , 1891, Мюнхен, Новая пинакотека; <Сфинкс>, 1896, Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Подобно А.Мухе, он создал восхитительные гравюры к произведениям Метерлинка и афиши группы . Северные грезы. Голландские символисты, близкие бельгийской школе, регулярно выставлялись на выставках группы <Свободная эстетики>. Для творчества Яна Торопа характерна ностальгия по северным сагам и полным магии воспоминаниям об острове Ява ( <Три невесты>, 1892-1893, Оттерло, музей КрёллерМюллер). Под влиянием Редон и Энсора он склонялся к искусству более тревожному и извращенному ( <Бродяги>, там же), но своим геометрическим графизмом и стилизованными кривыми линиями он напоминает работы Бердсли и Сецессиона. Он оказал большое влияние на Йохана ТорнПриккера, композициям которого присуща та же декоративная игра кривых линий

Дата публикации: 16-5-2010
Прочитано: 3493 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8 | 9 | 10[>]