Поиск по сайту


       



Фовизм

Как и импрессионизм и кубизм, фовизм - направление в живописи.
поиски в этой области Матисс начал лишь летом 1904 в СенТропезе, работая рядом с Кроссом и Синьяком ( <Роскошь, тишина и нега>, 1904-1906, Париж, музей Орсэ). Дерен в свою очередь будет интерпретировать неоимпрессионизм менее догматично и более глубоко в цветовом отношении ( <Коллиур>, 1905, Труа, собрание П. Леви; <Отблески на воде>, 1905-1906, СенТропез, музей). Вальта, поселившийся, как Кросс и Синьяк, на юге Франции, показывал в Салоне независимых пейзажи, написанные широкими мазками в яркой насыщенной цветовой гамме; его картины, уже не дивизионистские, но еще не фовистские, были, однако, замечены молодыми художниками. В наше время его роль предвестника и попутчика фовистов кажется все более очевидной. Важное значение для фовистов имел и Ван Гог, которому по духу близки картины Дерена, Вламинка и особенно Фриеза; его ретроспективная выставка, прошедшая в 1901 в гал. Бернхейм-Жён, стала во многом настоящим откровением. Истоки фовизма, таким образом, были самыми разнообразными. Парадоксальным образом, одним из главных мест его зарождения была парижская Школа изящных искусств, где Гюстав Моро, достаточно либеральный педагог, поддержал эти столь далекие от его собственной символистской манеры тенденции. <Разве не говорил он своим ученикам, что в искусстве, чем проще средства, тем сильнее чувственность?> В мастерской Моро, существовавшей с 1892 и до самой смерти художника в 1898, занимались Пио (1891), Леман (1893), Марке (1895) и Камуэн (1898). Ряд художников, учившихся в мастерской Эли Делоне, оставили ее и перешли в мастерские Бюсси, Бонома, Руо. Матисс посещал эти мастерские в качестве вольнослушателя. В эти годы созданы такие произведения, как <Корсиканский пейзаж> Матисса (1898, Бордо, Музей изящных искусств) и <Фовистская обнаженная> Марке (там же), которые уже можно назвать <дикими> за их энергичные размашистые мазки и яркие цвета. Интересно, что после этого предфовистского периода Матисс и Марке в 1900-1903 обратили свои поиски к проблемам композиции и упрощения пространства, а не к цвету. Школа Шату. В те годы два молодых художника, Дерен и Вламинк, работали в Шату, где создали красочное и бурное искусство. Первый был к тому времени уже знаком с поисками Матисса, творчество которого ему довелось наблюдать в академии Каррьера; второй, <фовист по наитию>, настолько проникся этой манерой, соответствовавшей его жизнелюбивой, бурной натуре, что мог с полной искренностью воскликнуть позже: <Что такое фовизм? Это - я, мой стиль определенного периода, моя революционная и свободная манера> ( , Париж, 1929). Выставка Ван Гога 1901 послужила мощным толчком к рождению его лихорадочновозбужденного и чувствительного экспрессионизма, принесшего свои лучшие плоды в период с 1904 по 1907 ( <Портрет Дерена>, 1905, Париж, частное собрание; <Пейзаж с красными деревьями. Улица в Марли>, 1905, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Впоследствии он так определял свою технику: <Я доводил тона до их наивысшей чистоты, которая воплощала все мои чувства>. Дерен, в чьем творчестве период фовизма был, вероятно, самым счастливым и уж, во всяком случае, самым ярким, достиг в своих пейзажах, написанных в Коллиуре и Лондоне, определенного равновесия между пылким искусством Вламинка и научным подходом Матисса ( <Вестминстер>; <Отблески на воде>, 1905-1906, СенТропез, музей). После краткого, но плодотворного неоимпрессионистического

Дата публикации: 28-8-2010
Прочитано: 4112 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]