Поиск по сайту


       



Дада (дадаизм )

Интеллектуальное течение в искусс- тве, которое возникло одновременно в США и Швейцарии и распространилось в Европе в 1915-1923
которую входили поэты Рауль Хаусман и Франц Юнг, заявила о себе в 1918. Поначалу она представляла собой чисто литературное объединение, но летом того же 1918 ее деятельность приняла вполне определенную политическую окраску в связи с поражением Германии в войне. Это привлекло к группе новых сторонников, наиболее замечательным среди которых был график и живописец Георг Гросс, создавший хронику, обличавшую германскую буржуазию и армию. Его карикатуры, оставаясь реалистическими, тем не менее удачно вписывались в концепцию всеобщего отрицания, характерную для дадаизма ( <Гегензэтце>, ок. 1917, Штутгарт, Гос. гал.). По характеру исполнения особенно близки цюрихским образцам фотомонтажи Хаусмана и Ханны Хох ( . 1919, Западный Берлин, Нац. гал.), Джона Хартфильда, Георга Гросса и Виланда Херцфельде. Применяемая в типографике, любимая берлинскими дадаистами техника ассамбляжа обусловила появление специфических произведений дадаистского искусства, наиболее яркие примеры которого были созданы такими художниками, как Отто Дикс, Отто ван Рее, братья Шлихтер, Сергей Шаршун и Ханс Рихтер. Их творчество нельзя причислить к какомуто одному течению, например Баухаузу или конструктивизму, а со временем оно все более втягивалось в политическую борьбу. В июне 1920 большая выставка в Берлине собрала произведения нескольких ветвей дадаизма, но вскоре течению суждено было распасться. Кельн. В Кельне дадаизм был порожден дружбой двух художественных гениев - Ханса Арпа и Макса Эрнста. В 1918-1919 Эрнст, вместе с поэтом и художником И. Баргельдом, принимал участие в коммунистическом движении. Позднее, под влиянием Арпа, он вернулся из Цюриха и занялся непосредственно художественной деятельностью (журналы , 1919, и . 1920). К этому времени относятся лукавые коллажи Эрнста, легкие <конфигурации> Арпа, а также , созданные Арпом, Эрнстом и Баргельдом, объединившимся под названием , к которой тяготели также такие мастера, как Генрих и Ангелика Херле и Франк В. Сейверт. Триумф дала связан с шумной и скандальной выставкой в кафе <Винтер> в апреле 1920, которая взбудоражила публику, и вмешательство полиции привело к ликвидации движения. Ганновер. Движение дадаизма в Ганновере связано с именем Курта Швиттерса с 1918. Швиттерс отказался от фигуративной живописи и разработал оригинальную технику, на основе разрушенных тривиальных (а подчас и вульгарных) предметов создающую комбинации высокого пластического и поэтического качества. Главная роль в этом процессе отдавалась случаю, хотя Швиттерсу присуще гармоничное и простодушное воображение. Творчество художника не укладывается в рамки дадаизма, сам Швиттерс назвал свое направление <мерц> и продолжал работать самостоятельно, в конце концов превратив свой дом в гигантский ассамбляж под названием <Мерцбау>. Париж. Главным в движении дада в Париже было то, что здесь встретились местные авангардисты и выходцы из американского, швейцарского и немецкого течений (Пикабиа, Тцара, Эрнст). Решающее

Дата публикации: 10-8-2010
Прочитано: 3002 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]