Поиск по сайту


       



Абстрактное искусство

Название одной из главных тенденций в живописи и скульптуре XX в
1913 русский художник М. Ларионов изобретает лучизм, нашедший свое выражение лишь в его творчестве и произведениях Н. Гончаровой. В 1913 во Франции Р. Делоне и Ф. Леже создают "круглые формы" и "контрасты форм". Но у этих художников поиски абстракции носили случайный характер (Делоне вернется к абстракции в 1930). С другой стороны, в творчестве различных художников 1920-х - Вийон, Клее, Карра, дадаистынельзя не отметить абстрактных элементов, мимолетных, но значительных потому, что они показывают общий интерес к абстракции. Однако, хотя все эти подходы и вызвали к жизни ряд интересных абстрактных произведений, их не следует смешивать с позицией настоящих пионеров абстракции, позицией, одновременно эстетической и нравственной. Каждый из них испытывает необходимость писатьКандинский ("О духовном в искусстве", 1912; "Точка и линия на плоскости", 1926), Мондриан (многочисленные статьи в журнале "De Stiji" начиная с 1917), Малевич ("О новых системах в искусстве", 1919 и др.). Так или иначе, абстракция для нихне только пластическая революция, но и шаг вперед к лучшему миру. Это осознание собственной миссии стало основой абстрактного искусства и придало ему совершенно особый характер, отличный от других течений авангарда. Возникший как простая художественная тенденция, абстракционизм становится после 1920 явлением все более значительным и оказывает влияние на архитектуру, декорацию, мебель, типографику, графику. В этом смысле первостепенную роль играл голландский журнал "De Stiji" (1917-1932). Он был основан группой художников и архитекторов во главе с Мондрианом, но его главным вдохновителем был Тео ван Дусбург. С необыкновенной убежденностью и энергией Дусбург совершает ряд путешествий по Европе и делает доклады, чтобы представить своим современникам абстрактную эстетику неопластицизма. Однако "De Stiji" не был одинок. Свое практическое применение абстракция нашла и в опытах русского авангарда. В Советском Союзе, где благодаря революции авангард занял на некоторое время место официального искусства, проблемы практического осуществления абстрактных поисков ставились очень настойчиво, искусство было призвано служить обществу. Опыты Татлина, создателя абстрактной скульптуры (1914-1915), и конструктивизм (манифест, подписанный скульпторами Габо и Певзнером, 1920) привели к двум противоположным тенденциям: одна (Певзнер и Габо) стремилась к созданию чистого искусства, а другая (группа, объединившаяся вокруг журнала "Леф") советовала художникам прекратить всякую спекулятивную деятельность и искать "здоровую" основу искусствацвет, линию, материю и форму - в области реального, которая является базой практического творчества (программа советских конструктивистов появилась в первом номере "Лефа" в 1923). Но эта социальная роль, которую

Дата публикации: 6-7-2010
Прочитано: 2474 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4 | 5[>]