Поиск по сайту


       



Кобра

Название международного художественного движения
японского происхождения Таири, шведом Эстерлином, французами Дусе и Атланом, бельгийцами Жаном Коксом, Убасом, Полем Бюри и Хуго Клаусом. В марте 1949 на Семинаре по изящным искусствам в Брюсселе прошла первая выставка <Кобры <, вслед за которой были открыты экспозиции движения в Городском музее в Амстердаме (ноябрь 1949) и во Дворце изящных искусств в Льеже (октябрьноябрь 1951), в организации которой участвовали Миро, Базен, Лам, скульпторы Джакометти и Лардера. Малый Фестиваль экспериментальных и абстрактных фильмов прошел во время последней выставки <Кобры>, после чего движение прекратило свое существование. <Кобра> включала в себя большое количество участников и самые разные тенденцииот лирической абстракции до поэтической фигурации, окрашенной сюрреализмом Клее и Миро. Однако для датчан (в особенности Якобсена и Педерсена) <Кобра> была лишь этапом их творческого развития, начавшегося задолго до того, который подтвердил зрелость их искусства. Йорн, с его динамичной и беспокойной чувственностью, прошел много этапов: сжатый рисунок в композициях, созданных в 1947- 1948, в которых преобладают голубые и зеленые тона ( <Недовольные>, 1948, частное собрание), около 1950 уступает свое место более свободной фактуре, а его палитра становится темнее ( <Луна и животные>, 1950, Париж, частное собрание), а уже в следующем году сюжет практически исчезает из его живописи, в чем проявляется новое видение художника. Для голландцев и Алешински <Кобра> бьиа точкой отсчета, и хотя их манеры часто близки друг другу, они предвещают будущие индивидуальные черты каждого из художников. Корней и Констан проводят различные эксперименты. Первый, поклонник сюрреалистической поэзии и Башляра ( <Всюду даль, золотые глаза>, 1949, частное собрание), черпает свое вдохновение, как и его друзья, из окружающего повседневного мира, города и его лиц, современного Амстердама ( <Городвоспоминание: Амстердам>, 1950, Харлем, музей Франса Халса). Бестиарий Констана демонстрирует агрессивную жизненную силу ( <Фавн>, 1949, Голландия, частное собрание). Рисунки <Ужасное воображение> и несколько гуашей, созданные в 1950-1951, показывают в мягком, беглом очерке человека, ставшего жертвой монстров, или повествуют о превратностях судьбы ( <Пожар>, 1950, частное собрание). Напротив, очень одаренного Аппела не трогает литература; скульптор и художник, он переходит от чистоты деревянных рельефов к пылкому воображению в живописи, к экпрессии в рисунке и цвете ( <Крик свободы>, 1948, частное собрание). Позже композиция его работ становится более строгой, линии и поверхности уравновешиваются ( <Мать, ребенок и большая птица>, 1951, гуашь, Харлем, музей Франса Халса). Алешински особенно интересуется графическими исследованиями, что подтвердит развитие его творческой карьеры. Наряду с офортами, неожиданный юмор которых напоминает Клее ( <Ремесла>, 1948), в литографии ( <Помазок>, 1950) он использует спонтанный стиль искусства Дальнего Востока. На протяжении трех лет существования <Кобры> его страстный характер почти не изменился. <Кобра>, европейское движение, объединявшее в себе все современные художественные тенденции (абстракция, сюрреализм, экспрессионизм), отличается от всего того, что ей предшествовало. Вместе с тем <Кобра> - ассоциация художников и поэтов Северной Европыпротивостояла парижской эстетике, но своей столицей избрала именно Париж, а своим языком общенияфранцузский,

Дата публикации: 18-7-2010
Прочитано: 2390 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]