Поиск по сайту


       



Конструктивизм

Этот термин появился в 1920


КОНСТРУКТИВИЗМ

Constructivisme Этот термин появился в 1920; так советские критики назвали движение, родившееся за несколько лет до того в Москве и имевшее целью включить в искусство факторы времени и пространства, чтобы достичь <синтеза пластических искусств>. Вместе с тем под этим термином подразумеваются и многие другие тенденции русского авангарда. В 1917-1918 Малевич, автор манифеста <0т кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм> (1915), был профессором Высших художественнотехнических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве, где он встретил Кандинского, Татлина, Певзнера и Габо. Вскоре, однако, стали очевидны их различия, что привело к расколу школы на две группы: Певзнер и Габо тяготели к теориям Малевича, а Кандинский, хотя и <симпатизировавший> им, оставался решительным индивидуалистом. С другой стороны, сторонники <производственного искусства>, сгруппировавшиеся вокруг Татлина, осуждали автономность искусства, не связанного с утилитарными задачами. <Идеологический конфликт, - рассказывал Наум Габо, - между группой Татлина и нашей лишь увеличил разрыв, который разделял нас, и заставил сделать публичное заявление>. Этой декларацией был <Реалистический манифест>, созданный 5 августа 1920 и подписанный Габо и Певзнером: в нем излагались основные принципы <конструктивизма>. Линия должна лишь обозначать силы и ритмы объекта; категория объема как <пространственное выражение> отвергается, ее заменяют глубина и прозрачность. В Манифесте указывалось также, что основой искусства является <ритмическая динамика>. Изданный тиражом 5 тысяч экземпляров и расклеенный по всей Москве, этот текст имел большое значение для художественной жизни столицы. Вскоре <производственники> создали свой собственный манифест, в котором отмечалось, что искусствоэто ложь, которая маскирует человеческую беспомощность. <Коммунистические формы конструктивного образования> должны осуществить единство <искусства> и техники через интеграцию <интеллектуального производства> в индустриальное. Защитники <чистого> искусства были таким образом приговорены. Влияние конструктивизма было значительным, особенно в странах Западной Европы. В сентябре 1922 в Баухаузе в Веймаре прошла выставка <международной конструктивистской группы>, в которую входили Тео ван Дусбург, Эль Лисицкий, МохойНадь, Рихтер, Графф. Лисицкий, конструктивист <супрематист>, оказал влияние на МохойНадя, чье преподавание в Баухаузе было, конечно, проникнуто конструктивистской эстетикой. В том же году ему была поручена организация Русской художественной выставки в Берлине, где многие залы были отведены под работы конструктивистов. Наконец, именно Лисицкий, в своих плакатах и книжном оформлении, работал в одной из практических областей, в которой конструктивистская эстетика сыграла особенно важную роль, - типографике. В Восточной Европе конструктивизм существовал достаточно долго, оплодотворяя многие течения и группы авангарда (например, в Польше). Особое значение конструктивизм приобрел в театральном и киноискусстве: в постановках Таирова, Эйзенштейна и, особенно, Мейерхольда декорации исполняли <супрематисты> или <производственники> (Любовь Попова, декорации к <Великодушному рогоносцу>, 1922). Рупором конструктивизма был журнал <Леф>, с 1923 издаваемый Александром Родченко, учеником Татлина. Внутренние споры и разногласия конструктивистов были сметены сталинской идеологией, навязавшей художникам стиль социалистического реализма. Впоследствии группа <Стиль> в Голландии и Баухауз в Германии способствовали мировому влиянию конструктивистской эстетики

Дата публикации: 17-7-2010
Прочитано: 1754 раз
-  1  -
 1  | 2[>]