Поиск по сайту


       



Кубизм

Когда мы начинали рисовать кубистически, - говорил Пикассо, - в наши намерения не входило изобретать кубизм
формы, появляется у Леже в 1912 и развивается в 1913. <Хорошо изобразив объем, как мне того хочется, - объяснял он, - я начинаю размещать цвета>. И действительно, его произведения, созданные в 1913- 1914, используют все живые сверкающие интенсивным динамизмом цвета ( <Контрасты форм>, 1913, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга; Берн, собрание Г. Рупфа; <Лампа>, 1913, Чикаго, собрание Ли Б. Блока; <Лестница>, 1913, Цюрих, Кунстхауз; <Пейзаж>, 1914, Вилльнёв д'Аск, Музей современного искусства; <Женщина в красном и зеленом>, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Но Леже тем не менее не отказался ни от объемов, ни от чисто формальных контрастов, поскольку для него равновесие линий, форм и цветов создавало максимальную пластическую интенсивность и столь необходимый ему динамизм в изображении современного мира. Как и Леже, Делоне с начала 1909 также испытывал влияние Сезанна ( <Автопортрет>, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; многочисленные <Этюды цветов>, Париж, собрание Сони Делоне). Но лишь изучение действия света на форму повернуло его в сторону кубизма. В серии работ <СенСеверен> (1909-1910, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма; Филадельфия, Музей искусства; Миннеаполис, Институт искусств) кубистические линии изгибают столбы и своды, а в серии^ картин <Эйфелева башня> (1909-1911, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма; Базель, Художественный музей) трансформированы уже все линии и изолированы объемы. В серии <Города> (1910-1911, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма) формы абсолютно растворяются. Искания этого периода, который Делоне назвал впоследствии <деструктивным>, нашли свое продолжение в огромной картине <Город Париж> (1910-1912, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду), которая подводит итог всем цветовым экспериментам художника и отмечает поворот в его творчестве. Умеренные тенденции. Кубизм отвечал общей потребности молодых художников в обновлении и противостоянии кризису сознания. Однако многие мастера, желая освободиться от старых противоречий, принимали кубистическую эстетику не полностью. Известную фразу Брака: <Для меня кубизм, или скореемой кубизмэто способ, цель которого состоит в том, чтобы поставить живопись на службу моему дарованию> (Bulletin de la vie artistique, no. 21, 1924), - кажется, можно было вложить в уста Жака Вийона, Роже де Лафресне или Андре Лота, которые не были творцами кубизма, как Брак, но лишь переняли его. После долгой работы в качестве иллюстратора Вийон посвятил себя поискам своего пути в живописи; его брат. Марсель Дюшан, открыл ему кубизм. С 1911 он старательно изучает объемы, а в 1912 принимает систему пирамидальной конструкции, принцип которой он нашел в текстах Леонардо да Винчи ( <Накрытый стол>, НьюЙорк, собрание Фрэнсиса Стигмюллера; <Музыкальные инструменты>, Чикаго, Художественный музей), что, однако, не помешало ему нередко использовать яркие цвета ( <Молодая девушка за пианино>, 1912, НьюЙорк, собрание госпожи Джордж Эйкесон; <Девушка>, 1912, Филадельфия, Музей искусства, собрание Аренсберга). Его целью прежде всего было создать гармоническое целое, а его кубизм носил уравновешенный характер. Таким же был и кубизм Лафресне, который, испытав сильное влияние Сезанна ( <Кирасир>, 1910, Париж, Нац. музей современного искусства,

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 2469 раз
-  6  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 | 5 |  6  | 7 | 8 | 9[>]