Поиск по сайту


       



Кубизм

Когда мы начинали рисовать кубистически, - говорил Пикассо, - в наши намерения не входило изобретать кубизм
Кубизм



КУБИЗМ

Cubisme Начало кубизма. Пикассо и Брак. <Когда мы начинали рисовать кубистически, - говорил Пикассо, - в наши намерения не входило изобретать кубизм. Мы лишь хотели выразить то, что было в нас самих>. Мог ли ктонибудь знать тогда ту роль, которую суждено будет сыграть в истории живописи картине, изображавшей пять обнаженных женщин и известной под названием <Авиньонские девицы> (НьюЙорк, Музей современного искусства)? Пикассо начал писать ее в 1906, по окончании своего <розового периода>. Как и в работах <розового периода>, тела написаны плоско, почти без моделировки, но позже, зимой 1906/07, художник придал фигурам объем, не прибегая излишне к традиционной светотени. После нескольких проб в трактовке двух фигур справа он заменил зоны тени длинными параллельными цветными штрихами, но картина осталась частично неоконченной. Молодой художникфовист Жорж Брак, представленный Пикассо Аполлинером, был ошеломлен опытами художника. <Но несмотря на твои объяснения, - скажет он Пикассо, - ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин>. Тем не менее он не остался глух к поставленной Пикассо задаче и сам искал ее разрешения близким способом; вскоре, зимой 1907/08, он создал большую <Обнаженную> (Париж, частное собрание). Часто говорят о влиянии, которое оказало африканское искусство на этих двух художников; конечно же, вслед за Вламинком, Дереном и Матиссом, Пикассо и Брак также вдохновились этим искусством, очарованные его пластической свободой. Хотя действительно можно найти некоторое сходство между негритянской маской и, например, этюдом к <Авиньонским девицам>, тем не менее это влияние было не столь значимым, как влияние Сезанна. В самом деле, если проблема, поставленная Пикассо, заключалась в новом изображении объемов на плоскости, то в произведениях Сезанна, особенно последних десяти лет его жизни, она поставлена гораздо острее, чем в африканском искусстве. Характерно, что ретроспективная выставка Сезанна, проходившая в октябре 1907 в Осеннем салоне, стала для молодых фовистов и будущих кубистов подлинным открытиемсолид- ность сезанновских форм, контрастирующая с красочными туманностями импрессионистов, отвечала их интересам. Это влияние было направлено не столько на теоретическое осмысление этой проблемы, сколько предлагало пути ее разрешения. Пикассо и Брак извлекли из уроков своего старшего современника желание придать объектам прочность и плотность, которое вскоре было вытеснено поисками исключительно световых эффектов. Пикассо в своих <Натюрмортах> (Филадельфия, Музей искусства) и <Пейзажах улицы де Буа> (бывшее собрание Гертруды Стайн), а Брак в своих <Видах Эстака> (НьюЙорк, Музей современного искусства; Берн, собрание X. Рупфа), - в 1908 они оба искали прочную форму предметов, опуская случайные детали и подчеркивая основные элементы: цилиндры, конусы. Они апеллировали к письму Сезанна Эмилю Бернару от 15 апреля 1904, в котором тот писал: <Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса...> - но упустили из виду, что автор этого письма добавлял ниже, что необходимо <дать почувствовать воздух>, воздух, который совершенно отсутствует в произведениях Пикассо и Брака. Оба художника, поднимая линию горизонта и ограничиваясь кубами, отказались от какого бы то ни было выражения воздуха. Освещение свелось к идеальной светотени, которая моделировала объемы, не считаясь с отражениями и различной интенсивностью источника

Дата публикации: 1-8-2010
Прочитано: 2365 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9[>]