Поиск по сайту


       



Сюрреализм

Основные принципы.
Сюрреализм



СЮРРЕАЛИЗМ

Surrealisme Основные принципы. Сюрреализмэто моральная и эстетическая доктрина, ведущая свое происхождение от символизма, трансформированного психоанализом и, в политическом смысле, ссылками на марксизм. Для сюрреализма художественное творчество оправдывается только полной свободой духа, идущей от бессознательного и позволяющей познать то, что остается непонятным для человека. Андре Бретон писал: <К картине можно относиться только как к окну, и первая моя заботаузнать, куда оно выходит>. Это запредельное есть не что иное, как сверхреальность, выраженная с помощью чуда. Прикоснуться к этому чуду дано не каждому, хотя поэзия, согласно формуле Лотреамона, <должна создаваться всеми>. Подлинность художника, отвращающая его от всяких забот о карьере и успехе, является основанием для подлинной этики творчества и открывает путь разного рода откровениям. Психологически чудо соответствует слиянию воображаемого и реального в высшей поээзии; оно не ограничивается литературой, но распространяется и на пластические искусства. Сверхреальность менее всего является метафизической сущностью, скорее это <некое состояние духа, где жизнь и смерть, реальное и воображаемое, прошлое и будущее, соединимое и несоединимое, высота и бездна перестают восприниматься как абсолютные противоположности. Впрочем, добавляет Бретон, напрасно искать в сюрреалистическом творчестве другую движущую силу, чем надежду на определение этого состояния> ( <Второй манифест сюрреализма>, 1930). Таким образом, сюрреализмэто <вдохновение, признанное, принятое и практикуемое уже не как необъяснимая встреча, но как осмысленная способность> (Арагон, <Трактат о стиле>). Способы достижения сверхреальности а творчестве отрицают понятие творчества как такового. Они сводятся к различным формам спонтанности или <автоматизма>. В <Первом манифесте сюрреализма> (1924) можно найти следующее определение: <Сюрреализмэто чистый психологические автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений>. Взяв у дадаизма его <антихудожественый> подход и добавив к нему <автоматическое письмо>, сюррреализм счел всякую художественную технику <жалким средством> (Бретон), если она ограничивается отблесками на сетчатке (Дюшан). Это отрицание художественного <делания> привело к тому, что поэзия (или <живопоэзия>, по определению ВиктораБраунера) также стала рассматриваться не как средство выражения, а как деятельность духа. Тристан Тцара в своей статье 1934 четко противопоставил эти две концепции поэтического творчества. Искусство как духовная деятельность связано с жизнью, онасама жизнь. Поэзия и любовька- тегории одного порядка, источники эротикиэто и источники поэзии, которая может быть только революционной. Любовьодна из величин сюрреализма; она не рассматривалась сюрреалистами как возможность удовлетворить либидо в сексуальном наслаждении - Андре Бретон и Поль Элюар считали ее <безумной любовью>, которая может пронзить видимость мира и преобразить <грязную жизнь>. Любовьэто поэзия, а вырванная из желания поэзияэто освобождение. Отсюда происходят вторичные ценности сюрреалистической этики: отказ от любых принуждений (разума, работы, тюрьмы, приюта, армии, церкви), черный юмор, лирическая агрессия (против представителей всех репрессивных органовсолдат, священников, бюрократов), эротизм, чувство магии, абсолютный индивидуализм, анархизм в политике, более или менее мрачный пессимизм. История сюрреализма. Прежде чем говорить о сюрреалистической живописи, нужно кратко изложить историю сюрреализма. В 1916, когда жители Цюриха возмущались движением дада, Андре Бретон в Нанте знакомится с Жаком Ваше, бывшим учеником Школы изящных искусств, для которого

Дата публикации: 18-5-2010
Прочитано: 1961 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5[>]