Поиск по сайту


       



Канон

Система идеальных пропорций


КАНОН

Canon Система идеальных пропорций, основанная на рационализме природных наблюдений и выраженная числовыми соотношениями (подчас зависящими от философских построений), которая позволяет установить пропорции и формы идеальной красоты. Эпоха Возрождения. Нашествие варваров уничтожило само понятие канона Лисиппа. Но в эпоху Возрождения идеальные пропорции, указанные Витрувием (согласно которому форма колонны должна соответствовать форме человеческого тела), возродились. Первым, вероятно, к ним обратился Леон Баттиста Альберти в своем трактате об архитектуре (1485). Согласно Альберти, длина стопы составляет шестую часть человеческого тела. Позже Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер показали, что существует не одна, а несколько возможных пропорций (по Дюреру, в длине человеческого тела может поместиться 7, 8 или 9 голов). Идея красоты, основанная на пропорциях человеческого тела, была развита теоретиками и художниками неоплатонизма, согласно которым гармония человеческого тела может быть выражена только через ее внутреннее содержание: естественный порядок, размеры и идея взаимосвязаны. Для Фичино (1492) искусство своим совершенством и точностью обязано математике и ее умению считать, измерять и взвешивать; без математики все искусства были бы иллюзорны. Итак, канон является результатом подчинения духа математическим законам и, одновременно, постижения мировой гармонии. Бог, природа и естественные пропорции человека увеличивают потребность в каноне. В эпоху маньеризма объективное пифагорейство Альберта превращается в символизм и своего рода психологию. Ломаццо превозносит эстетику грациозности, результатом чего стало удлинение пропорций фигур: формы искажаются и не оказывают больше сопротивления. Согласно Ломаццо (1538), не следует подчиняться естественным пропорциям, но выбирать более привлекательные и изящные формы. Удлиненные пропорции стали излюбленным способом самовыражения художниковманьеристов, позволявшим достигать изысканных и грациозных эффектов. Это особенно заметно в произведениях Понтормо и Пармиджанино, художников школы Фонтенбло, Спрангера и Эль Греко. Новое время. В XVIIXIX вв. классические каноны станут обязательным элементом академического образования; пропорции человеческого тела составляют 7-8 голов. В эпоху неоклассицизма, как никогда, восхвалялось строгое соответствие греко-римским образцам; некоторые художники, однако, в своем стремлении к редкостным и причудливым эффектам, изображали удлиненные фигуры с маленькими головами (Герен, Жироде). Энгр, со своей стороны, стремится к выразительности линии и при необходимости отказывается от всех общепринятых канонов ( <Большая Одалиска>, 1814; <Турецкая баня>, 1862). В настоящее время, подобно раннему средневековью, художники пользуются большей свободой, формы распадаются, и каноны утрачивают свою былую ценность.

Дата публикации: 30-6-2010
Прочитано: 1731 раз