Поиск по сайту


       



Брак Жорж Braque

1882, Аржантейсюр-Сен - 1963, Париж
ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Картины этого периода отличаются светлостью, воздушностью композиции, структура которой абстрагируется от простых планов, увеличивающих пространство, но не углубляющих его. Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка ( <В честь Баха>, Париж, частное собрание). Послевоенный период, натюрморты. В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. В 1917 он вновь принимается за работу и сразу по окончании войны пишет натюрморты, задуманные как микрокосм терпения и наслаждения, в которых вкус и достоинство проявляются больше, нежели смелость и творческая изобретательность предшествующего периода. Видение Брака остается кубистическим - он разлагает предметы на элементы и планы, перекомпанованные и словно стиснутые строгими, пластичными и декоративными ритмами; он использует возможности тактильного пространства, почти всегда ограниченного стеной, ширмой и очень редко открытого в глубину. Иногда он изображает и пейзаж. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки ( <Утесы>, 1938, Чикаго, частное собрание) - воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок, исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на <великанш> Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в <Тетрадях Жоржа Брака> (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956). В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, - офорты для <Теогонии> Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты ( <Геракл>, 1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр <кабинет любителя>) и большие амбициозные композиции. Нельзя говорить об эволюции Брака в строгом смысле слова, но, несмотря на очень ограниченный репертуар его тем, появление новых сюжетов всегда влечет за собой создание новых отношений линии и объема, формы и цвета. За серией <Круглых столов> и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов ( <Натюрморт с мраморным столом>, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), исполненных в великолепной гармонии зеленого, коричневого и черного; в этих натюрмортах главное значение придается пластической выразительности объемов. Фрукты, ткани, кувшины создают полновесные чувственные формы, мощно закрученные, почти барочные, кривые линии. После 1928 палитра Брака высветляется ( <Голубая мандолина>, 1930, СентЛуис, Миссури,

Дата публикации: 18-5-2010
Прочитано: 1663 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]