Поиск по сайту


       



ВАН Дейк Антонис Van Dyck

1599, Антверпен - 1641, Лондон
многочисленные заказы на росписи в церквях. Италия углубляет его природный вкус к линейной гармонии и колориту. Особое влияние оказала на него венецианская живопись. Такие картины, как <Сусанна и старцы> (Мюнхен, Старая пинакотека) и <Динарий кесаря> (Генуя, гал. Палацо Бьянко) вдохновлены композициями Тициана, а <Три возраста человека> (Виченца, музей) - повторяет, вероятно, несохранившуюся работу Джорджоне. Одновременно Ван Дейк испытывает влияние болонской школы; в духе братьев Карраччи написана картина <Мадонна с четками> (Палермо, ораторий дель Розарио). Другая работа - <Св. Семейство> (Турин, гал. Сабауда) написана в соответствии с принципом классической гармонии Корреджо. Оригинальность Ван Дейка больше всего проявляется в его картине <Распятие со св. Франциском и Бернаром и донатором> в ц. СанМикеле близ Рапалло. Религиозное чувство здесь приобретает чувственный характер, а блестящая фактура и колорит вызывают экзальтацию гибких и элегантных форм, предвещая стиль рококо. В этот период художник возвращается к парадным портретам, написанным Рубенсом в Генуе за четырнадцать лет до того. В <Портрете генуэзской дамы с дочерью> (Брюссель, Кор. музей изящных искусств) или в конном <Портрете Антонио Джулио Бриньоле-Сале> (Генуя, гал. Палаццо Россо) он вносит утонченность и ищет идеал аристократической Генуи того времени. Отходя от строгого реализма, он значительно уменьшает пропорции голов своих моделей и при этом удлиняет их силуэт ( <Портрет маркизы Бальби>, Вашингтон, Нац. гал.; <Портрет маркизы СпинолаДориа>, Париж, Лувр; <Портерт Паолы Адорно>, Генуя, гал. Палаццо Россо). Ван Дейк как колорист был очень разнообразным; в <Портрете маркизы Каттанео> (Вашингтон, Нац. гал.) преобладают черный бистр и коричневые тона, составленные из красного, черного и золотого, в то время как мощные аккорды яркого красного освещают <Портрет кардинала Бентивольо>, написанный в Риме в 1623 (Флоренция, Палаццо Питти). Его влияние в Генуе испытали Строцци и Валерио Кастел- ло, а в ПалермоПьетро Новелли. Во время своего пребывания в Италии, а также в первый антверпенский период Ван Дейк создал множество рисунковподготовительных этюдов для больших композиций (в гамбургском музее хранятся рисунки к картине <Взятие под стражу>, Мадрид, Прадо), этюды с произведений Рубенса ( <Страдания Иакова>, Париж, Лувр) и Тициана (альбом набросковсобрание герцога Девонширского). Для всех них характерно барочное неистовствобыстрые эскизы тушью, пером или кисточкой. Линии то налезают друг на друга, то нервозно ищут друг друга ( <Изгнание из рая>, Антверпен, Кор. музей изящных искусств; <Мученичество св. Екатерины>, Париж, Школа изящных искусств). Впоследствии Ван Дейк рисовал гораздо меньше и предпочитал рисункам пером или кистью этюды мелом. Второй антверпенский период. В конце 1627 Ван Дейк возвращается в Антверпен, где в течение пяти последующих лет получает крупные заказы. Его портреты отвечают требованиям буржуазии. Так, портреты П. Стевенса (1627), Гаага, Маурицхёйс; Кассель, музей) отличаются от изображений итальянской аристократииони связаны с фламандской традицией, в них модель представлена по пояс, они более сдержаны и психологически просты. Ван Дейк обращал все свое внимание на теплые тона лиц ( <Портрет Анны Ваке>, Гаага, Маурицхёйс; <Портрет Мартина Пепейна> (1632, Антверпен, Музей изящных искусств). Фактура становится более легкой, тонкой и

Дата публикации: 26-7-2010
Прочитано: 1073 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]