Поиск по сайту


       



Вейден Рогир ван дер

1399 или 1400, Турне - 1464, Брюссель
Вейден Рогир ван дер



ВЕЙДЕН

Рогир ван дер (Роже де ла Пастюр) Weyden, Rogier van der (Rogier de la Pasture) (1399 или 1400, Турне - 1464, Брюссель) нидерландский художник Неточности в известных нам документах, касающихся биографии Рогира ван дер Вейдена, позволили выдвинуть удивительные гипотезы, ставшие в 1929 пищей для горячих дискуссий о личности художника. По мнению бельгийского историка искусства Рендерса, нидерландца Рогира ван дер Вейдена не следует путать с туманной личностью уроженца Турне, валлонца Роже де ла Пастюра. К. ранним произведениям Рогира некоторые исследователи относят и работы Мастера из Флемаля. Хотя подобные радикальные точки зрения имеют своих сторонников еще и сегодня, они кажутся все более спорнымитворчеству Мастера из Флемаля присущи черты, абсолютно чуждые работам Рогира, а о том, что художник был уроженцем Турне, свидетельствует текст, в котором говорится о свечах, поставленных после его кончины гильдией художников Турне в память о мастере, <уроженце этого города>. Спорными в отношении датировки остаются лишь самые первые упоминания о художнике. Так, в документе 1426 Рогир упоминается уже как <мастер> ( <метру Роже де ла Пастюру было поднесено вино от города Турне в качестве вознаграждения за работу>), а в другом документе, от 1427, сообщается, что он является учеником Робера Кампена. Отсюда, однако, не следует делать вывод о том, что существовало два разных художника, поскольку звание мастера Рогир мог получить как в другом ремесле, не обязательно в живописи, так и в другом городе. Впрочем, вероятно и то, что Рогир прибыл из Брюсселя, так как его женитьба на уроженке Брюсселя Изабеле Гоффартс состоялась чуть ранее 1426. Многогранность творческого развития художника подчеркивается разнообразием его произведений. К ранним работам Рогира относятся, возможно, небольшое панно <Мадонна с младенцем в нише> (Лугано, собрание ТиссенБорнемиса) и диптих <Мадонна с младенцем и св. Екатериной> (Вена, Музей истории искусств). В них чувствуется не только школа Турне, но и утонченность и элегантность, вызывающие в памяти искусство Яна ван Эйка. Точно датировать можно лишь немногие произведения Рогира, которые и являются отправными точками в изучении его творчества. Триптих <Снятие с Креста> (Мадрид, Прадо), написанный для гильдии стрелков Лувена, относится к периоду до 1443, приблизительно к 1435. Крупные фигуры создают композицию, напоминающую рельефы из Турне и являющую канцлера Ролена художник исполняет для капеллы госпиталя в Боне (Бургундия) большой полиптих <Страшный Суд>, значительно изменив иконографию этого излюбленного сюжета средневекового искусства. В 1450, возможно, по случаю своего юбилея, Рогир совершил путешествие в Италию. Знакомство с итальянским искусством, кажется, не оказало сильного влияния на художника, который, напротив, еще более укрепился в тенденции к строго симметричной композиции, о чем свидетельствуют такие его произведения, как <Положение во гроб> (Флоренция, Уфицци), вдохновленное работой из мастерской Фра Анджелико, <Мадонна Медичи> (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) или даже <Триптих семейства Брак> ( <Христос с Мадонной, Иоанном Евангелистом, Иоанном Крестителем и Магдалиной>, Париж, Лувр), являющийся одним из самых чистых по стилю произведений Рогира. Подобная

Дата публикации: 20-6-2010
Прочитано: 1471 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]