Поиск по сайту


       



Дюшан Марсель Duchamp Маrcеl

1887, Бленвиль - 1968, НьюЙорк
Музей искусства, собрание Аренсберга). В этом удивительном произведении художник воспроизвел чистую и абсурдную несерьезность и свою философию любви и желания. По словам Робера Лебеля, в этой <машине для любви> художник, изобразив женский символ в верхней части, а мужскойвнизу, выразил природную трудность телесного согласия, в котором женщина, благодаря своему воображению, всегда находится по одну сторону, а мужчина, в силу инстинкта - по другую. Новая смехотворность <злых дураков> свидетельствуют об этой немощи (священник, посыльный большого магазина, жандарм, кирасир, агент полиции, факельщик, лакей, гарсон кафе, начальник вокзала), а <терщица шоколада> внизу справаэто образ одинокого удовольствия незамужней женщины, которая <трет шоколад совсем одна>. Другой вариант этой работы исполнен Дюшаном и Улфом Линде в 1961 (Стокгольм, Музей современного искусства). Зрители, пришедшие в 1913 на выставку <Армори Шоу>, стали свидетелями скандала вокруг <Обнаженной, спускающейся по лестнице>. В 1915-1918, вместе с Пикабиа, Дюшан, обосновавшись в НьюЙорке, открывает здесь то, что станет сутью дадаизма. В 1917 он создает один из самых смелых <редимейдов> - писсуар, выставленный под названием <Фонтан>, который послужил причиной нового скандала. В 1918 художник пишет свое последнее живописное произведение, название которого - <Ты меня...> (НьюХэвен, Художественная гал. Йельского университета) - стало его многозначительным <прощай> искусству. Приглашенный в июне 1920 в парижский <Салон дада>, Дюшан ответил телеграммой: . Между Парижем и НьюЙорком он посвятил себя <большому стеклу>, <производству> машин, в частности опытам по восприятию рельефа ( <Вращающаяся стеклянная пластина (точная ^оптика)>, 1920, НьюХэвен, Художественная гал. Йельского университета), а также шахматам, ставшим его страстью (он зарабатывал на жизнь уроками шахмат). Слава Дюшана росла; сюрреалисты считали его своим и приветствовали его отказ от искусства ради живых экспериментов. В отличие от его творчества, жизнь Дюшана является прекрасным примером строгой морали. В его абсурдных объектах узнается достоверная поэзия <черного юмора>, а за его темамимета- физика. Несмотря на его близость сюрреализму, он никогда не возвращался к своим постулатам. В 1938 появилось первое издание <Коробки в чемодане>, заключавшее в миниатюрной форме все его главные произведения. С 1946 Дюшан разрабатывает темы окружающей среды (работа <Данные: 1) водопад, 2) газовое освещение>, закончена только в 1966 и была передана в Художественный музей в Филадельфии только после смерти художника). Здесь появляются мотивы <Большого стекла>, но разработанные с большим иллюзионизмом. Зритель должен смотреть, приставив глаз к отверстию в старой двери, сквозь которое он видит тело женщины, распростертой на ветвях с широко раздвинутыми ногами и держащей в руках наконечник; фоном служит пейзаж с водопадом. В 1967- 1968 художник создал рисунки и гравюры, полные ироничного эротизма и составленные из фрагментов известных произведений <Поцелуй>, <Турецкая баня>, <Женщина в белых чулках> Курбе; в других графических произведениях была использована тема <Большого стекла> и тема любви. Дюшан жил в соответствии с первой философской добродетельюсвобо- дой. Почти все его творчество собрано в Художественном музее в Филадельфии, благодаря дару Аренсберга, сделанному

Дата публикации: 20-5-2010
Прочитано: 1918 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]