Поиск по сайту


       



Жерико Теодор Gericaulf Theodore

1791, Руан - 1824, Париж
Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки, искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины <Бег свободных лошадей в Риме>, вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. Уолтерса) своей синтетической яркостью и эффектами толпы напоминает Гойю и предвосхищает Домье. Вариант из руанского Музея изящных искусств ( <Конь, остановленный рабами>) отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма. В луврском варианте, возможно, последнем, сочетается мощный архитектонический объем и небольшие фигуры людей и животных (близок этому вариант из Музея изящных искусств в Лилле). Эти работы исполнены в сдержанных тонах, форма и композиция становятся главенствующими. Париж (1817-1820). Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. Изобличая литературный романтизм, <эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны>, он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности. Картина <Укрощение быков> (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой. Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак, и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. Он исполняет портреты детей и своих друзей. Одним из первых во Франции, наряду с Гро, он начал заниматься литографией; его рисунок, сначала неуверенный, напоминает упорядоченность офортов. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография <Кони, бьющиеся в конюшне>, исполненная в серых тонах, и <Кулачный бой> проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848). Вдохновленный английскими <спортивными гравюрами> ( ), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне, и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам; он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание; Лилль, Музей изящных искусств). Вскоре скандал по поводу кораблекрушения <Медузы> открыл ему широкие возможности. <Плот Медузы> (1819, Париж, Лувр; эскизытам же и Руан, Музей изящных искусств) - последнее законченное произведение художника, в котором, как и в <Беге свободных лошадей в Риме>, его классичная натура окончательно одержала верх над <современной> и реалистичной трактовкой сюжета. Жерико работал над <Плотом Медузы> в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание.; Стокгольм,

Дата публикации: 11-8-2010
Прочитано: 1518 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3 | 4[>]