Поиск по сайту


       



Курбе Гюстав Courbet Gustave

1819, Орнан - 1877, ЛаТур-деПельс, Швейцария
собрание) и блестящую картину <Молодые англичанки у окна> (Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека), а также <Волну> (1868, НьюЙорк, музей Метрополитен). В 1864-1870 он создал несколько пленительных ню, откровенная чувственность которых не исключала и поэзии, и эмоций, несмотря на свою дерзость ( <Женщина с попугаем>, НьюЙорк, музей Метрополитен; <Сон>, 1866, Париж, Пти Пале). Позднее творчество. В 1867 Курбе, отказавшись от участия в Салоне, открыл персональную выставку в павильоне у моста Альма. Он был тогда на вершине славы. Однако после поражения парижской Коммуны, деятельное участие в которой он принимал, в его жизни началась полоса гонений и страданий. Третья Республика ложно обвинила его в заговоре с восставшими, которые опрокинули Вандомскую колонну, и приговорила его, в результате позорного процесса, к изгнанию. Франция забыла свои долги по отношению к нему, ведь на самом деле, используя свои связи внутри Коммуны, он способствовал спасению Лувра от пожара в Тюильри. Заключенный под стражу в тюрьму СентПе- лажи, он исполнил свой последний <Автопортрет> (Орнан, музей Курбе) и натюрморты. В 1873 он уехал в Швейцарию. Лишенный денег, удрученный моральными и физическими страданиями, его художественный гений быстро ослабевал. Курбе стал жертвой собственного бахвальства, откровенно выразив менее прямолинейные мысли своих друзей - Бодлера, Кастаньяри, Дюранти, Валлеса и особенно Прудона, который оказал на него глубокое влияние и чью память он почтил в 1865 захватывающим портретом <П.-Ж. Прудон в 1853 году> (Париж, Пти Пале). Его провокации еще больше разжигали ревность. Хотя <Манифест реализма> и был символом веры, его первоначальной задачей бьи вызов романтизму и академизму. Вместе с тем, хотя Курбе проповедовал <истинное> искусство, предназначенное для пролетарских масс, не нужно преувеличивать его пропагандистские интенции. Прежде всего он был художником, который переводил на язык плебея все то, что открывал ему его собственный мир. Он поддался соблазну революционных идей социалистов, но в своих увлечениях показывал больше наивности, чем фанатизма. Революционная живопись Курбе не ограничивалась выбором тем из повседневной жизни; она привнесла в искусство и новое мастерство. Наследник реализма Жерико, он не был увлечен его горячей манерой; его массивная, крепкая кисть, скорее, напоминает тяжелый труд рабочего и придает его живописи эффект конкретного присутствия. Гений Курбе, прямота рисунка и композиций, точность глаза и руки, знание серых тонов и полутонов оберегают его картины от излишней пошлости. Художник заимствовал у своих современников (Коро, барбизонцы, Буден, а позже Мане, Йонгкинд и Уистлер) идеи люминизма, но его влияние ограничивалось во Франции обновлением художественного видения и источников вдохновения. Его прямыми последователями были не французские, а иностранные художники: Репин в России, Де Гру и Менье в Бельгии и Лейбль в Германии. Произведения Курбе представлены в Париже (музей Орсэ и Пти Пале) и в музеях в Монпелье, Безансоне, Кане, Лилле, а также

Дата публикации: 13-7-2010
Прочитано: 1780 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]