Поиск по сайту


       



Леже Фернан Leger Femand

1881, Аржантан - 1955, Жифсюр-Ивет
Леже Фернан Leger Femand

ЛЕЖЕ Фернан Leger, Femand (1881, Аржантан - 1955, Жифсюр-Ивет) французский художник После двухлетнего обучения архитектуре в Кане (1897-1899), в 1900 Леже приезжает в Париж и поступает рисовальщиком к архитектору. Освобожденный в 1903 от военной службы, он успешно поступает в Школу декоративных искусств, но его не принимают в Школу изящных искусств, где вольнослушателем он посещает мастерскую Леона Жерома, а затем мастерскую Габриеля Феррье. Кроме того, он учится в академии Жюлиана, продолжая работать у архитектора и фотографа. Из его первых опытов сохранилось несколько картин, созданных в 1904-1905 под влиянием импрессионизма ( <Сад моей матери>, 1905, Бьо, музей Фернана Леже) или фовизма (пастозный <Автопортрет>, Париж, частное собрание). Художник сам уничтожил большую часть того, что он назвал <Леже до Леже>. Решающее значение в творческой биографии мастера имела выставка 42 картин Сезанна в Осеннем салоне в 1904, о чем свидетельствуют пейзажи Корсики (зима 1906-1907), исполненные уже в геометризированном стиле, и этюды обнаженных тушью (1905-1908, Бьо, музей Фернана Леже), где синтетический штрих ограничивает крепкие объемы. Кубистический период. Выставка Сезанна в Осеннем салоне в 1907 еще больше ускоряет развитие художника, который напишет: <Сезанн научил меня любви к формам и объемам и заставил меня сосредоточиться на рисунке>. Так, <Ваза для фруктов на столе> (1909, Миннеаполис, Институт искусств) показывает безупречное владение приемами Сезанна, а <Швея> (1909, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) вводит в строгую плоскостную композицию уже индивидуальные черты. Поселившись в <Улье> (Ла Рюш) около 1908-1909, Леже подружился с Делоне, Максом Жакобом, Аполлинером, Морисом Рейналем и особенно с Блезом Сандраром, который посвятит ему свою знаменитую поэму <Конструкция>. В 1910 Канвейлер заинтересовался его работами и открыл для него свою галерею, где к тому времени уже выставлялись Брак и Пикассо. В <Обнаженных в лесу> (1909-1910, Отгерло, музей КрёллерМюллер), по словам самого художника, он <особенно боролся за объем>; фигуры мощно переплетаются, их отрывистый ритм, объединенный холодным светом, утверждает пластический порядок, <противоположный импрессионизму>. Вместе в тем, в его работах этих лет можно обнаружить влияние Делоне, например, в <Свадьбе> (1911, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) и в некоторых городских пейзажах с их более цветными деталями и музыкальными переходами планов еще сезанновских по происхождению ( <Крыши Парижа>, 1912, Бьо, музей Фернана Леже). Зато совершенно новые черты появляются в <Женщине в голубом> (1912, Базель, Художественный музей): ровно окрашенные геометрические и круговые формы, перераспределяя тему в чисто пластической композиции, уже находятся на грани абстракции. В том же 1912 проходит первая персональная выставка Леже в гал. Канвейлера (который в следующем году заключит с ним эксклюзивный контракт); он участвует и в выставке <Бубнового валета> в Москве. В 1913 и 1914 художник посещает Германию, где выступает с двумя докладами, в которых излагает основной принцип всей своей эстетики: <интенсивность контрастов>, цветов и форм. В 1913 он развивает эту последнюю сезанновскую тему до абстракции в серии однородных

Дата публикации: 16-7-2010
Прочитано: 2344 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3 | 4 | 5[>]