Поиск по сайту


       



Приматиччо Франческо Primaticcio Francesco

1504, Болонья - 1570, Париж
также мастерскую копий с антиков, привезенных из Италии, и мастерскую шпалер ( <Портьеры галереи Франциска 1>, Вена, Музей истории искусств). В это время Приматиччо находился на вершине своей славы. Он был самым влиятельным художником тех лет, камердинером короля, а с 1544 - аббатом монастыря св. Мартина близ Труа. Однако смерть короля в 1547 и назначение Филиберта Делорма сюрентиндантом Кор. строений слегка уменьшили его могущество. Смерть или отъезд его помощников привели художника к новому пониманию декора, из которого исключены теперь стукковые элементы. В 1541 Приматиччо начал росписи галереи Улисса (не сохранились), над которыми он работал почти до самой смерти. Он создал 58 композиций на стенах, а на своде, разделенном на 15 травей, украшенных гротесками, были изображены сцены в смелых ракурсах, известные по многочисленным великолепным рисункам и гравюрам. В 1552-1556 Приматиччо создает росписи на мифологические сюжеты в Бальном зале дворца; в этой работе ему помогал Никколо дель Аббате, недавно приехавший в Фонтенбло и ставший его постоянным помощником. Приматиччо исполнял также и частные заказы: росписи для кардинала Ипполита Феррарского (1548), в капелле Гизов (рисункиПариж, Лувр; Шантийи, музей Конде, и др.). Под его руководством Жермен Пилон и его мастерская создавали скульптуры (гробница Генриха II, СенДени, собор). В Фонтенбло сохранились и некоторые архитектурные работы Приматиччо. Он устраивал праздники и <въезды> (серия рисунков <Стокгольмский маскарад>, Стокгольм, Нац. музей), а также делал рисунки для эмалей. Среди поздних произведений художника следует назвать две композиции, написанные для апартаментов герцогини д'Этан (1570), и новые росписи в покоях короля (не сохранились; сюжеты были взяты из <Илиады>; подготовительные рисункиПариж, Лувр; известны также копии Белли и ван Тулдена). Все эти ансамбли создавались им вместе с Никколо дель Аббате. Загруженный заказами Приматиччо мало писал сам: среди немногочисленных картин, которые ему приписывают, можно назвать <Св. Семейство> (СанктПетер- бург, Гос. Эрмитаж), <Одиссей и Пенелопа> (Толедо, Огайо, Музей искусства), а <Похищение Елены> (Бэрнард Каст, музей Боус) написано, вероятно, учениками. Об авторстве <Обморока Андромахи> (Провиденс, РодАйленд, музей) судить трудно изза плохого состояния картины. Многие росписи Приматиччо не сохранились, другие находятся в плохом состоянии, но благодаря многочисленным рисункам (Париж, Лувр; Вена, Альбертина; Стокгольм, Нац. музей), исполненным тушью, акварелью или сангиной, нам известны характерные особенности его манеры, тонкой и ученой, и его поэтика. Искусство Приматиччо, широко известное благодаря гравюрам (исполненным, в частности, Мастером L. D.), оказало решающее влияние на развитие французской живописи, особенно в XVIII в.

Дата публикации: 29-8-2010
Прочитано: 3214 раз
-  2  -
[<]1 |  2