Поиск по сайту


       



Рафаэль прозвище Раффаэлло Санти или Санцио Raphael Raffaello Santi ou Sanuo dit

1483, Урбино - 1520, Рим
заказов в последние годы жизни Рафаэль вынужден был все больше доверяться своим ученикам, в частности Джулио Романо и Пенни. К живописным заказам добавилось еще и то, что после смерти Браманте в 1514 Рафаэль был назначен главным архитектором собора св. Петра, а затем, в 1515,- <префектом мраморов и всех камней>, ведающим охраной античных памятников. Станца делла Сеньятурасама безмятежность, полная умбрийских реминисценций, особенно в <Диспуте>; в <Афинской школе> художник демонстрирует свое мастерство декоратора. В Станце д'Элиодоро Рафаэль использует драматические возможности классического стиляне только в передаче движения ( <Изгнание Элиодора из храма>, <Встреча Льва Х с Аттилой>), но и в трактовке света и пространства ( <Освобождение апостола Петра из темницы> и <Месса в Больсене>). В Станце дель Инчендио росписи кажутся менее продуманными, а ансамбль не столь целостным, как в других залах, несмотря на впечатляющие композиции <Пожар в Борго> и <Коронование Карла Великого папой Львом III>. В картонах для шпалер со сценами из Деяний апостолов (Лондон, музей Виктории и Альберта) патетика живописного языка сочетается с возрастающей строгостью изображения. Напротив, Лоджии с их <гротесками> в духе античности производят чисто декоративное впечатление. Работы для Агостино Киджи. Наряду с папами, самым значительным покровителем Рафаэля был сиенский купец Агостино Киджи (1465-1520), один из наиболее влиятельных людей Рима. Для его загородной резиденции, виллы Фарнезины, построенной архитектором Б. Перуцци, художник написал фреску <Триумф Галатеи> (1511). Также по заказу Киджи Рафаэль исполнил фрески в двух капеллах, одна - в ц. СантаМария делла Паче ( <Сивиллы>, 1511; он предполагал также написать алтарную картину <Воскресение Христа>, но создал только подготовительные рисунки). Вторая фреска предназначалась для капеллы Киджи в ц. СантаМария дель Пополо; Рафаэль исполнил архитектурный проект капеллы и создал рисунки для мозаики купола ( <БогОтец среди ангелов> и знаки зодиака, 1516) и для статуи Ионы, исполненной позже Лоренцетто. Росписи этих двух капелл остались незаконченными. Но другой ансамбльплафон Лоджии Психеи на вилле Фарнезина (1517) - стал, несмотря на некоторые погрешности, допущенные учениками, одним из самых совершенных и блестящих ансамблей эпохи Возрождения. Алтарные картины, портреты. На протяжении своего двенадцатилетнего пребывания в Риме Рафаэль не прекращал работать и в других жанрах: он создал многочисленные алтарные образы, религиозные картины и портреты. <Мадонна из Фолиньо> (1511- 1512, Ватикан, пинакотека), знаменитая <Сикстинская мадонна> (1513-1514, Дрезден, Картинная гал.), <Святая Цецилия> (1514, Болонья, Нац. пинакотека), <Мадонна с рыбой> (ок. 1514, Мадрид, Прадо) и <Несение Креста> (1517, там же) составляют своеобразную серию алтарных картин со все возрастающей экспрессивностью и сложностью и все более звучным колоритом, который достигает своей вершины в возвышенном <Преображении> (1517-1520, Ватикан, пинакотека). Эта картина, законченная уже после смерти художника его учениками, стояла в изголовье гроба Рафаэля. В картинах на религиозные сюжеты Рафаэль отходит от простой и естественной флорентийской манеры в сторону большей оживленности и взволнованности. Наиболее яркими примерами являются <Мадонна с диадемой> (Париж, Лувр), <Мадонна Альба> (Вашингтон, Нац.

Дата публикации: 12-8-2010
Прочитано: 1822 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]