Поиск по сайту


       



Сурбаран Франсиско де Zurbaran Francisco de

1598, Фуэнте де Кантос, провинция Бадахос - 1664, Мадрид
сюжеты ( <Подвиги Геракла>, Мадрид, Прадо) и батальные полотна ( <Освобождение Кадиса>, там же). В 1637 он начинает цикл для картезианского монастыря Ла Картуха в Херес-делаФронтера (НьюЙорк, музей Метрополитен; Кадис, Провинциальный музей; Гренобль, Музей изящных искусств, и Познань, музей), который считается одним из лучших его произведений. Большие алтарные картины <Благовещение>, <Поклонение пастухов>, <Эпифания>, <Обрезание Христа> (Гренобль, Музей изящных искусств), <Битва при Хересе> (НьюЙорк, музей Метрополитен), <Видение св. Бруно> (Кадис, музей) - им присущ торжественный и немного театральный характердополняет серия небольших фигур монахов картезианского ордена, которые составляли процессию вдоль коридора, ведущего к капелле СенСакремент ( <Саграрио>). Пламенеющая мистическая страсть проявляется здесь с особенной силойфигуры <Св. Анхельма> или <Кардинала Альбергати> (Кадис, Провинциальный музей) яркими белыми пятнами выделяются на фоне мрачных густых теней, их лики и одежды освещены. В эти же годы (с 1638) Сурбаран исполняет декорации в новой сакристии монастыря ордена иеронимитов в Гвадалупе (провинция Касерес). Этот цикл, единственный, оставшийся на своем месте, завершен не ранее 1645. Большим картинам, посвященным жизни св. Иеронима, присуща еще большая сумрачность, напоминающая Риберу, произведения которого Сурбаран мог видеть в Мадриде в 1634 ( <Искушения св. Иеронима>). Для картин, посвященных монахам ордена, характерны резкие световые контрасты ( <Искушение брата Диего Оргазского>, <Видение брата Педро Саламанкского>) и безмятежность сцен из монастырской жизни, полных медитативной силы и мистицизма ( <Явление Христа брату Андресу Сальмерону>, <Брат Гонсало П. Ильескасский>). Этот большой цикл был последним из известных нам монастырских заказов художника. В Севилье популярность приходит к Мурильо, и Сурбаран, видя, как уменьшается его клиентура, начинает отправлять свои картины в Америку. Так, согласно документам, в Америку были посланы циклы <Апостолов>, <Св. основателей орденов>, <Мадонн>, <Римских императоров>. Местонахождение некоторых из них известно - <Апостолы> находятся в ц. СанДоминго в Гватемале и в ц. СанФрансиско в Лиме, а <Св. основатели орденов> - в монастыре Ла Буэна Муэрте в Лиме. В 1643 Сурбаран пишет алтарную композицию для города Сафра в Эстремадуре, замечательное произведение, светлое по характеру и уже <барочное> по рисунку волнообразных украшений. От последнего периода творчества художника сохранились только отдельные, но точно датированные работы, которые позволяют судить о развитии его стиля и определить хронологию многочисленных недатированных картин. В 1658, испытывая материальные трудности, Сурбаран с третьей женой и малолетними детьми отправляется в Мадрид, в надежде найти поддержку у Веласкеса и получить заказы при дворе. Его работы этого времениалтарные образы или картины для ораториев, часто небольшие по размерам, более лиричные по трактовке света и пленительные, иногда даже несколько изнеженные, чего не было в ранних и зрелых произведениях мастера ( <Бичевание Христа>, 1661, ц. в Хадраке; <Мадонна с малденцем и Иоанном Крестителем>, Бильбао, Музей изящных искусств; <Непорочное зачатие>, 1661, ц. в Ланьоне, близ Бордо, и Будапешт, Музей изобразительных искусств). Смерть настигла Сурбарана в бедности, о чем можно судить по описи его имущества. Сурбаранодин из главных представителей испанской школы живописи, художник, быть может, лучше

Дата публикации: 19-5-2010
Прочитано: 2439 раз
-  2  -
[<]1 |  2  | 3[>]