Поиск по сайту


       



Тинторетто прозвище Якопо Робусти Tintoretto Jacopo Robusti dit

1518, Венеция - 1594, там же
грубой действительности. Он пишет образы стариков, благородных и трогательных, волнующих до глубины души (портреты Альвизе Корнаро, Флоренция, Палаццо Питти; Винченцо Моросини, Лондон, Нац. гал.; венецианского сенатора, Мадрид, Прадо). В 1576 Тинторетто начинает вторую серию панно для Большого Зала в Скуола ди СанРокко (закончена в 1588; <Медный змей>, <Моисей, источающий воду из скалы>, <Манна небесная> и другие библейские сценына плафоне; <Сцены из жизни Христа> - на стенах). Эта работа стала вершиной его поэтического искусства и одним из самых высоких достижений маньеризма. Фантастическое по своей природе освещение (характерная черта стиля художника) создает и подчёркивает пространство и неожиданные изменения в направлениях перспективы, бурные мизансцены и стилистически органичные формальные искажения (пластичным фигурам в напряженных, маньеристичных позах противопоставлены изящные силуэты). Драматизм и мистическая эмоциональность в толковании библейских сюжетов определяется высоким моральным духом; сами сюжеты, пронизанные <героическим> порывом, словно выходят за пределы человеческого и соотносятся со своим <историческим> подтекстом. Позднее творчество. С 1580 изза большого скопления заказов у Тинторетто возникла потребность в команде помощников; под руководством мастера они работали в Большом Зале в Скуола ди СанРокко. Вместе с тем, многие другие произведения того периода, в которых роль помощников была определяющей, по своему качеству сильно уступают лучшим работам самого Тинторетто. Четыре <Аллегории>, прославляющие венецианских дожей, в Зале дель Антиколледжо во Дворце дожей (закончены в 1577), написаны самим Тинторетто; они свидетельствует об экспрессивной виртуозности пылкого и романтичного мастера. Напротив, в восьми сценах <Праздников семьи Гонзага>, заказанных Гульельмо Гонзага ок. 1579 и исполненных в мае 1580 (Мюнхен, Старая пинакотека), проявляется грубая и пагубная коллективная работа, несмотря на значительное участие сына Тинторетто Доменико. Эти же черты присущи и грандиозной работе по украшению Дворца дожей (панно в Зале Сената и Зале Большого Совета). Творческий гений Тинторетто гораздо сильнее проявляется в авторском эскизе <Рая> (Париж, Лувр), нежели в необъятной по размерам окончательной картине (1588). В серии из восьми картин в Зале Инфериоре в Скуола ди СанРокко (1583-1587) Тинторетто вновь обретает себя; он обновляет технику световых эффектов и трактует <Сцены из жизни Марии> в духе утонченного экспрессионизма. Фигуры <Марии Магдалины> и <Св. Марии Египетской> становятся почти невесомыми, благодаря неожиданным потокам света, отблескам, почти сверхъестественному сиянию и пылающим лучам, которые оживляют фантастические, вибрирующие пейзажи. Тинторетто неустанно работал до самой смерти; его грандиозная <Тайная вечеря> (ц. СанДжорджо Маджоре) стала последним творением поэтического гения художника.

Дата публикации: 21-6-2010
Прочитано: 1366 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3