Поиск по сайту


       



Тура Козимо Turn Cosimo

ок. 1430, Феррара - 1495, там же
Тура Козимо Turn Cosimo

ТУРА Козимо Turn, Cosimo (ок. 1430, Феррара - 1495, там же) итальянский художник В 1452 имя Туры упоминается в феррарских источниках в связи с декоративными работами. К. тому времени художник уже пользовался некоторой известностью, так как более ранние документы (1451) сообщают, что вместе с Галассо (художник столь же известный в то время, сколь забытый сегодня), он был экспертом при оценке произведений искусства. До 1456 ни один документ не упоминает о его пребывании в Ферраре. Возможно, что эти годы Тура провел в Падуе и Венеции, где знакомится с искусством Донателло и Мантеньи. С 1457 он является придворным художником в Ферраре и занимается разнообразными декоративными работами. Так, в 1460-1462 он принимает участие в работах по украшению студиоло герцога в замке Бельфьоре, начатых Паннонио, Макканьино и Галассо. В 1465-1467 он создает десять панно (не сохранились) для библиотеки Пико де ла Мирандола, а в 1469 по заказу герцога Борсо д'Эсте украшает его резиденцию в Делициа де Бельригуардо (росписи закончены в 1472, не сохранились). В 1469 Тура отправляется в Венецию для покупки красок и в Брешию для знакомства с фресками Джентине да Фабриано. В том же году он получает плату за створки органа собора ( <Благовещение>, <Битва св. Георгия с драконом>). В 1471 он становится придворным портретистом герцога д'Эсте и пишет портреты герцога Эрколи с дочерью Лукрецией, Альфонсо д'Эсте, Беатриче д'Эсте (не сохранились). В 1486 Тура оставляет придворную службу и удаляется в феррарский донжон, где до самой смерти продолжает работать вместе с неким Теофило. Небольшая <Мадонна с младенцем> (Вашингтон, Нац. гал.), датируемая около 1450, является одной из первых работ Туры. Произведение несомненно сиенское по духу и отличается от остальных работ художника богатством фантазии и вкусом к флоральным орнаментам в духе поздней готики (изящные волюты рамы заключают в себе изображение ангела и Марии из <Благовещения>). Фон носит растительный характер, а мягкая нежность персонажей вскоре уйдет из творчества Туры, уступив место острому графизму. Особенно знаменательна в этом смысле <Аллегория Весны> (Лондон, Нац. гал.), которая является частью украшения в замке Бельфьоре. Здесь художник выступает уже как зрелый мастер. Восходящая к падуанской живописи, пластическая хрупкость и иллюзия твердых и драгоценных материалов создает образ жесткого, почти жестокого человеческого мира. Драпировки с жесткими складками, резкие колкие линии написаны в темном колорите, пронизанном светлыми проблесками. Архитектура трона или кресла Весны представляет собой самое неожиданное и необычное в искусстве итальянского кватроченто: художник, кажется, делает невозможное, скрывая ренессансную структуру за дробным, мистическим и ирреальным, но вместе с тем очень изысканным мотивом дельфинов. От этих основных принципов художник почти никогда не отходит, даже когда с помощью преувеличенного жесткого графизма он передает более сложное и волнующее состояние души, как в <Пьете> (Венеция,

Дата публикации: 13-7-2010
Прочитано: 1148 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]