Поиск по сайту


       



Жанр Жанровая Живопись

Слово жанр, указывающее на определенный иконографический тип живописи
ЖАНР,

ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ

Genre, Peinture de Слово <жанр>, указывающее на определенный иконографический тип живописи, появилось в истории искусства довольно поздно. Согласно Максу Флидлендеру, <все, что относится к деятельности человека и не имеет исторического, религиозного или мифологического значения, все, что не характерно, не вдохновлено мыслью и не освещено знанием или верой, - определяется словом жанр>. Еще в XVII в" в парижской Академии Художеств <жанром> назвались большие иконографические ансамбли ( <иерархия жанров>). В 1766 Дидро настаивал на уточнении этого термина, распространяя его также на пейзажи и натюрморты и на <сцены, взятые из общественной и домашней жизни>. А в 1791 Катремер де Кенси дал слову <жанр> сокращенное определение, которое сохранилось и до наших дней в более широком смысле: <Собственно жанр, или будничные сцены>. Изображение повседневной жизни и сюжетов о нравах существовало еще в античности, а также в средневековых часословах. В большом масштабе их впервые можно видеть в аллегориях Доброго и Злого правления, созданных Амброджио Лоренцетти в сиенском Палаццо Публике, - одном из первых примеров <жанра>, унаследованного ломбардской миниатюрой, некоторыми произведениями <интернациональной готики> и возобновленного в <Великолепном часослове герцога Беррийского>. Но главный импульс, который приведет к бурному расцвету жанровой живописи в XVI и XVIII вв., пришел из Нидерландов. Иероним Босх без сомнения является одним из основоположников <жанра> ( <Фокусник>, СенЖермен-анЛе, Гор. музей; и, особенно, <Семь смертных грехов>, Мадрид, Прадо). Однако на основании архивных документов, можно предположить, что жанровые элементы существовали еще и раньше. Так, кабинет Корнелиса ван дер Геста, расписанный Г. ван Хахтом, включал в себя и <купающуюся женщину> -утраченную работу Яна вак Эйка. В XVI в., в период экономического подъема и протестантизма, породившего новый интерес к материальной жизни, привычкам, семье и нравственности, - среди нидерландских художников появилось множество жанровых живописцев. Лука Лейденский пишет <Игроков в карты>, Квентин Массейс - <Менялу и его жену> (1514, Париж, Лувр), картину, восходящую к утраченной работе ван Эйка; кроме того, многие художники, но каждый в своей манере, изображают супружеские пары разных возрастов. Ян, сын Квентина Массейса, делает поясные портреты с эротическими аллюзиями. Маринус ван Роймерсвале специализируется на сатирах о сборщиках налогов, а Монограммист из Брауншвейга (Ян Ван Амстел ?) изображает маргинальные сообщества закрытых домов (отметим так же <Пару в лесу> из Брауншвейга). К этой же группе художников относится и Ян Сандерс ван Хемессен, Питер Артсен и Иоахим Бекелар. Позже Питер Брейгель переходит к чистому <жанру> ( <Крестьянский танец> и <Крастьянская свадьба>, обеВена, Музей истории искусств; <Фламандские пословицы>, БерлинДа- лем, музей). Его влияние будет очень велико, особенно благодаря гравюрам; оно покажет Европе, что наблюдение за обыденной жизнью и симпатия к различным ее проявлениям, как у Рабле, являются источником красоты и возвышенных размышлений о месте человека во Вселенной. Большое богатство нидерландского <жанра> XVI в. имело отклик и за рубежом. Во Франции подобные произведения, исполненные северными художниками, появляются в королевском собрании с начала правления Франциска I. Итальянизм Фонтенбло затормозил развитие собственно французского <жанра>, который зарождается только около 1560. К этому периоду относятся комедийные ( ) и бальные сцены,

Дата публикации: 29-8-2010
Прочитано: 2326 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]