Поиск по сайту


       



Икона

Термин икона используется в православных странах для обозначения религиозной живописи


ИКОНА

Icone Термин <икона> используется в православных странах для обозначения религиозной живописи, выполненной на деревянной доске (в противоположность стенной живописи). Икона изображает какоголибо святого или фрагмент его жизни и иллюстрирует христианские или библейские сцены. Самые древние иконы датируются VIVII вв.; подобно погребальным портретам римской эпохи, найденным в Фаюме, иконы писались в технике энкаустики, а позжетем- перой. Тонкое полотно приклеивалось к деревянной доске, потом покрывалось тонким слоем гипса, поверх которого наносился рисунок. Существуют иконы с золотыми или серебрянными чеканными окладами, как, например, икона <Архангел Михаил> (Венеция, сокровищница СанМарко), золотой оклад которой инкрустирован эмалью. Есть иконы из бронзы, стеатита, слоновой кости, люстровой керамики; в XIV в. существовали и мозаичные иконы. С XIV в. появились большие двусторонние иконы, предназначенные для разного рода процессий: чаще всего <Христос> или <Мадонна с младенцем> изображались на лицевой стороне, а <Распятие> или <Снятие с креста> - на оборотной. Идеи о характере и функции иконы, развитые ее защитниками в эпоху иконоборчества (726-843), имели большое влияние даже на ее форму, особенно в тех случаях, когда изображались святые. Между образом и его моделью существует не только природная разница, но и духовное единство; благоговение, оказываемое образу, переходит и на самого святого - отсюда является необходимость изображения достоверного образа; так была установлена незыблемость некоторых типов икон. Кроме того, предполагалось, что определенные черты интимного свойства и святости господствуют в образе и что его созерцание является средством достижения чувственного. Это же объясняет иератичность и <нематериальность> большинства икон, где акцент падает скорее на духовное содержание, чем на физическую реальность. В меньшей степени эти черты свойственны иконам, иллюстрирующим священные сцены и не являющимся предметами ритуала. Вызывая в памяти события Ветхого и Нового заветов или напоминая поучительное житие святых, эти иконы предназначены для религиозного наставления верующих. Значительное собрание византийских икон находится в монастыре св.Екатерины на Синайской горе, которое включает в себя сотни икон от VIVII вв. до наших дней. Иконы балканских стран очень близки византийским. Прекрасное собрание югославских икон хранится в Нац. музее в Белграде и в церквях Охрида. Но, пожалуй, самыми оригинальными являются русские иконы, особенно, XVXVI вв.

Дата публикации: 28-6-2010
Прочитано: 1612 раз