Поиск по сайту


       



Иконография

Иконография - это изучение смысла изображения


ИКОНОГРАФИЯ

Iconographie Иконографияэто изучение смысла изображения. Археологи употребляют его, как правило, именно в этом значении. Он может применяться к портрету (например, иконография Моцарта). Однако искусствоведы понимают его более широкодля определения дисциплины, предметом которой является тематическая идентифиация и классификация художественных произведений. Нередко синонимом термина <иконография> выступает слово <иконология>, хотя правильнее и полезнее употреблять его при интерпретации более широкого смысла, присущего данной культурной эпохе. Эрвин Панофски описал три степени интерпретации ( , НьюЙорк, 1939). Перваядои- конографическаяопределяет главный или естественный сюжет, одновременно описательный и выразительный, например, человек, который торопится, неся на себе другого, более старого, и сопровождая к тому же ребенка; женщина во фригийском колпаке и мужчина с гвоздикой в руке. Вторая степеньиконографичес- каяидентифицирует вторичную или условную тему: Эней с Анхисом и Асканием, аллегорическая фигура Свободы, портрет Дюрера. Наконец, иконологическая интерпретация видит в образе Энея и Анхиса пример сыновней любви, связывает Свободу с образами французской революции или показывает, как гвоздика отождествляет Дюрера с влюбленным человеком. Панофски ведет иконологическую интерпретацию дальше чем другие авторы: он добавляет к ней анализ стилистических и формальных характеристик, используемых художником иногда бессознательно. Все это позволяет историку обнаружить подходы и отношения, присущие эпохе или данному месту и освещающие культурную ситуацию, в которой было создано то или иное произведение. Изучение развития, изменений и взаимодействия изобразительных формул также является частью иконографии. Традиционный образ, например, Гермеса, несущего барана, или летящей Победы, может использоваться для нового сюжета, такого, как <Христос добрый пастор> или летящий ангел. Когда новая формула не совпадает со старой (Юдифь с головой Олоферна и Соломея с головой Иоанна Крестителя) говорится о <контаминации>. Иконографический метод применяется не только к произведениям изобразительного искусства, но и к архитектуре. Исторический очерк. Иконография имеет свои глубокие корни в истории изучения искусства прошлого. Действительно, начиная с эпохи Возрождения и до XIX в., она была основным предметом исследований, каковой она и поныне остается в этнографии и антропологии. Многочисленные труды XVI в. о монетах, камеях и антиках были посвящены изображенным на них сюжетам, а не стилю. В частности, монеты давали представление о физическом облике людей античности, а их реверсы служили образцом для воспроизведения таких понятий, как Победа, Фортуна, Правосудие. Первой книгой такого рода была <Иконология> Чезаре Рипа ( ; первое изданиеРим, 1593). Винченцо Картари использовал как произведения древнего искусства, так и античные тексты ( , первое изданиеВенеция, 1556). Другие авторы искали в древности сведений о костюмах или ритуалах.

Дата публикации: 3-6-2010
Прочитано: 1471 раз
-  1  -
 1  | 2 | 3[>]