Поиск по сайту


       



Караваджизм

Революция Караваджо в области формы и иконографии живописи явилась ре зультатом радикального изменения отношений между художником и внешним миром.
<малыми голландцами>, последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал <периферией> караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем), и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. Фландрия. Во Фландрии, в живописи которой доминировали Рубене и Ван Дейк, не было благоприятного климата для распространения караваджизма. Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди, или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). Однако и сам Рубене был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера <Мадонна с четками>, которая часто считалась барочной работой. Она должна была привлечь внимание фламандских живописцев и наглядно продемонстрировать принципы караваджистской композиции и освещения. В 1621 Я. Янсенс возвращается из Рима и достигает в Генте высокого реалистического мастерства. Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса. Затем Браувер, работавший до того в Харлеме, переезжает в Антверпен и распространяет здесь жанровую живопись, близкую халсовской интерпретации караваджизма, продолженной Д. Тенирсом. Кроме того, в 1620-е Фландрия, куда, вероятно, вернулся Свертс после своей поездки в Рим и до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого считают своеобразным фламандским Серодине. В Льеже, где переплелись влияния французской живописи, голландского караваджизма и фламандского барокко, Ж. Дуффе своим эклектичным стилем напоминает мрачное и меланхоличное искусство Валантена. Франция. Уже в начале XVII в. французский двор, следуя примеру правящих кругов римской аристократии, принял идеалы классицизма, получившего официальный статус в 1648, когда была создана Кор. Академия. Таким образом, караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и бьи явлением по большей части периферийным, редко выходящим за рамки частной инициативы. Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности <примитивов>, в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. Этот возврат к традиции, который придал лучшим достижениям французского караваджизма

Дата публикации: 3-6-2010
Прочитано: 1605 раз
-  5  -
[<]1 | 2 | 3 | 4 |  5  | 6 | 7 | 8[>]