Поиск по сайту


       



ЭЙК Ян ван Eyck Jan van

ок. 1390/1400 ? - 1441, Брюгге
(Франкфурт, Штеделевский художественный институт) по стилю также близка Гентскому алтарю. Наконец, <Мадонна канцлера Ролена> (Париж, Лувр), написанная по заказу канцлера Бургундии и предназначенная для капеллы храма в Отене, может быть датирована около 1430. Между фигурами Мадонны и донатора виден ясный городской пейзаж, главные детали которого напоминают Льеж; впрочем, художник без колебаний изменил конкретные приметы. Некоторые проблемы ставит <Мадонна с картезианским монахом> (НьюЙорк, собрание Фрик). Часто в ней видят произведение, заказанное приором Яном Восом. Однако более вероятная датировка - 1441, когда монах стал приором города Брюгге. Спорные атрибуции. Атрибуция некоторых картины менее точна. Это относится к двум створкам алтаря <Распятие> и <Страшный суд> (НьюЙорк, музей Метрополитен). Они более иллюстративны и архаичны, чем большинство работ Яна ван Эйка. Столь же спорны и два варианта картины <Стигматизация Св. Франциска> (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона; Турин, гал. Сабауда), а также <Св. Иероним в келье> (Детройт, Институт искусств), датированный 1442, хотя художник умер в 1441. Несохранившиеся произведения. Нередко картину <Несение креста> (Будапешт, Музей изобразительных искусств) и рисунок <Поклонение волхвов> (БерлинДалем, музей) считают копиями утраченных произведений Яна ван Эйка. Обе эти работы, возможно, являются ранними произведениями мастера. Также принято считать, что Ян ван Эйк является автором двух композиций, заложивших основу европейской светской живописи и известных сегодня по более поздним версиям - <Женщина за туалетом> и <Торговец, составляющий счета>. Техника Яна ван Эйка. Проблема техники ван Эйка достаточно загадочна. Тексты XVI в. воспевают его как изобретателя масляной живописи. В действительности же, использование масла было известно и до него, но Ян ван Эйк ввел масляную живопись в широкое употребление. Его метод остается очень индивидуальным и основан на противопоставлении различных красочных слоев. Проблема Губерта ван Эйка (умер в 1426, Гент). В четверостишие на раме наружных створок Гентского алтаря (впрочем, подлинность этого четверостишия часто подвергается сомнению) говорится, что алтарь был начат Губертом ван Эйком, после смерти которого закончен его братом Яном. В гентских архивах за 1425-1426, а также в эпитафии, известной по выписке Марка ван Верневейка (1568) упоминается то же имя, что и в тексте на раме алтаря. Скудность этих документов породила смелую гипотезу (Карл Волль и Эмиль Рендерс), получившую широкое распространение. Согласно этой гипотизе, художник был лишь легендой, выдуманной, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента. Несмотря на привлекательность такой радикальной концепции, трудно отрицать упоминания в архивах, а также то, что в 1517 Антонио де Беатис указал на сотрудничество двух мастеров при создании алтаря. В любом случае, трудно определить роль каждого из братьев в создании Гентского алтаря. На эту тему существуют различные точки зрения, но ни одна из них не кажется убедительной. Все они сходятся во мнении, что створка в центре нижнего регистра ( <Поклонение агнцу>) является главной

Дата публикации: 16-7-2010
Прочитано: 1457 раз
-  3  -
[<]1 | 2 |  3  | 4[>]